История в фотографиях

1998–2000


Зима 1998 года.
Мы тогда служили на квартире у одного семейства.

После гибели о. Александра к нам
в приход в качестве служащего священника был назначен о. Алексий Тархов. Он служил у нас всенощные и литургии на воскресные дни и большие праздники, а в другие дни мы служили сами иноческим чином.

Мы решили, что если мы хотим, чтобы наш храм когда-нибудь открылся, то надо уже сейчас молиться без храма, чтобы Господь видел, что мы действительно стараемся молиться и прилежать к богослужениям, тогда Он нам Сам поможет и с храмом.

<<< Cамодельная икона о. Александра, сделанная из фотографии; в левом нижнем углу иконы — одна из трех иконок свт. Иоанна Шанхайского, которые были найдены в кармане рубашки убиенного Батюшки и были пропитаны его кровью.

Накануне годовщины убиения
отца Александра мы впервые отслужили ему всенощное бдение, как священномученику, по службе, составленной монахиней Кассией (Сениной, в то время еще Татьяной).
Митрополит Виталий по телефону сказал: служить непрославленному официально святому можно, только "тихонечко"; вот мы и служили тихонечко, на квартире :-).

 

<<< Вечер 13 сентября 1998 г.

Жизнь у нас тогда была по большей части беспоповская, но довольно веселая. "Зарубежники" нас не понимали, недоумевая, зачем мы служим ежедневно, да еще без священника. Один знакомый как-то спросил: "Что, вы и летом каждый день служите? А как же вы на дачу ездите?!" Но разве могут быть "каникулы" от Бога и служения Ему?..

<<< После службы отцу Александру
в сентябре 1998 г. Отец Григорий и веб-мастер данной странички
(но в честь чего мы веселились, я уже забыла...).

Панихиду на могиле о. Александра в Гатчине
с духовенство РПЦЗ мы служили только один раз — 14 сентября 1998 г. Служили ее иерей Алексий Тархов, иеромонах Вениамин (Реутов) и диакон Павел Симаков. Было много народу...

В середине октября 1998 г. представители МП попытались захватить стоявшую уже год закрытой нашу часовню в больнице св. Елисаветы. В захвате участвовал, в числе прочих, тот самый священник, который в 1997 г. был назначен в наш храм настоятелем вместо о. Александра. Однако, мы, можно сказать, чудесным образом (т.к. это вышло совершенно "случайно") узнали о готовящемся захвате и "переосвящении" больницы (представители МП повесили об этом объявления в ее холле, а наша прихожанка неожиданно проходила в тот день мимо и прочитала), и хотя уже не успели помешать "освящению", но сумели объяснить главврачу больницы, что, пустив МП в часовню, он оскорбляет память о. Александра; главврач в итоге выгнал представителей МП из часовни, а вскоре и вообще переоборудовал бывшее помещение часовни под какой-то медицинский кабинет, чтобы больше не о чем было "спорить".

 

 

<<< Действовавшие лица неудавшегося "захвата".
12 октября 1998 г.

Святитель Митрополит Филарет (Вознесенский)

К концу 1998 года стало ясно, что РПЦЗ окончательно взяла курс на сближение с "мировым православием". Одним из ярких свидетельств этого стало то, что явленные 10 ноября 1998 г. нетленные мощи митрополита Филарета (Вознесенского; †1985), третьего Первоиерарха РПЦЗ, который стремился поставить ее на путь окончательного размежевания
с экуменическим "православием" (именно при св. Филарете была анафематствована в 1983 г. ересь экуменизма), были вновь захоронены, и архиереи РПЦЗ даже не выразили намерения прославить во святых того, чью святость явил Сам Господь. Примерно в это же время усилилось давление на наш приход со стороны питерских священников РПЦЗ: они пытались заставить нас прекратить наши "беспоповские" службы и ходить в принудительном порядке на всенощные в те приходы, где есть священник, а иначе грозили перестать нас причащать. Но Причастие должно быть бесплатным, а не продаваться, хотя бы и за плату в виде посещения определенных мест проведения служб. Поэтому таких условий мы не приняли.

<<< Цареконстантиновский храм г. Суздаля —
кафедральный собор Первоиерарха РПАЦ
Митрополита Суздальского и Владимирского Валентина

 

 

Вскоре после этого все члены нашей общины перестали причащаться в РПЦЗ, и начался наш переход по пустыни к земле обетованной — больше полугода без Причастия, пока мы не присоединились к Российской Православной Автономной Церкви...

О РПАЦ мы узнали уже вскоре после гибели о. Александра. История была довольно интересной. Весть о мученической кончине Батюшки широко распространилась, и от разных людей стали поступать пожертвования для семьи о. Александра. Прислал пожертвования и о. Михаил Ардов (настоятель храма РПАЦ в честь Св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских в Москве). Мы спросили у знакомого "зарубежника", в какой Церкви находится о. Михаил, которого мы знали, как человека умного и серьезного (хотя и любящего пошутить :). В ответ услышали, он находится "в страшном расколе". — Да как же это он туда попал? — "А вот спросите его самого".

Мы так и сделали: написали о. Михаилу и спросили, как же он может находиться "в расколе". Наше письмо немало позабавило о. Михаила, и он прислал нам некоторые документы относительно "суздальской истории" 1993–1995 гг. Так началось наше знакомство с РПАЦ.

Мы стали находить все новые документы, изучать историю разделения РПАЦ с РПЦЗ, и в конце концов пришли к выводу, что "суздальского раскола" не существует, а есть действительно каноничная и жизнеспособная Российская Православная Церковь, на которую можно с полным правом возлагать надежду на восстановление истинного Православия в России.

14 сентября 1999 г. на собрании прихода мы официально закрепили наше уже давно созревшее решение присоединиться к РПАЦ, написав от имени прихода прошение о приеме Владыке Валентину. Это было неожиданностью для "зарубежников", но не для нас, т.к. будущий о. Григорий до этого уже несколько раз ездил в Суздаль и общался с Владыкой Валентином, а летом 1999 г. некоторые члены нашего прихода присоединились к РПАЦ частным порядком, причастившись в Суздале; наш регент Алексей (ныне иеромонах Феофан) в августе 1999 г. даже был пострижен в рясофор с именем Феодосий).

 

19 сентября 1999 г. Василий Лурье был рукоположен в Суздале в диакона...

 

<<< Новорукоположенный диакон Василий Лурье после литургии с Архиепископом Валентином и протодиаконом Владимиром

Отец Григорий (тогда еще чтец Василий)
в один из первых своих приездов в Суздаль. 1999 г.

Инок Феодосий. Суздаль, 1999 г.

...а на Рождество Богородицы,
21 сентября (в день, когда впервые
за два года до этого был отслужен молебен священномученику Александру Жаркову), — во священника.

В тот же день в диакона был рукоположен
инок Феодосий (Арескин).

<<< Новорукоположенные священник Василий Лурье и иеродиакон Феодосий, Епископ Феодор и протодиакон Владимир.

Первая литургия новорукоположенных отцов. Цареконстантиновский собор г. Суздаля

Отец Феодосий впервые читает Евангелие
на литургии.
>>>

Отцы Василий и Феодосий пробыли в Суздале до праздника Воздвижения Креста Господня и вернулись в Петербург, где о. Василий продолжал служить священнический "сорокоуст", ни на день не прерывая: приехав из Суздаля рано утром он тут же отправился служить очередную литургию. Служили мы по квартирам наших прихожан, то там, то сям, т.к. постоянного помещения для служб не было.

 

<<< Отец Василий читает поучение из Пролога во время всенощной под воскресный день.

Как мы все были счастливы, наконец получив своего пастыря, могут понять только те, кто сам находился когда-нибудь в нашем положении.
Так сбылась и мечта о. Александра, который, зная Василия в течение 15 лет, почти все это время хотел, чтобы он стал священником.

 

<<< Одна из первых проповедей
о. Василия в нашем приходе.


Ежедневные вечерни или утрени также продолжали совершаться своим чередом, и во время "сорокоуста",
и после.

 

<<< 23 октября 1999 г.
Всенощная накануне дня памяти
преп. Симеона Нового Богослова

У нас появлялись прихожане и в других городах — в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, где не было вообще приходов нашей Церкви. Отец Василий, когда появлялась возможность, ездил к ним на несколько дней служить литургию. В Волгограде свой священник появился только в 2001 г. — перешел из МП после нескольких лет раздумий и знакомства с материалами об экуменизме и об Истинной Церкви.

<<< Отец Василий и семейство волгоградских прихожан.

После окончания "сорокоуста" мы стали служить литургии два раза в неделю: по воскресеньям и великим праздникам обязательно, и в какой-то будний день, чаще всего в праздник какого-нибудь особо чтимого в нашем приходе святого. К Церкви присоединялись все новые люди, и к зиме 1999 г. в дни, когда собиралось на службы много народа (в воскресные дни и большие праздники), мы стали служить литургии в помещении Центра Православного Просвещения, руководители которого перешли в РПАЦ летом того же года.

<<< Служба на Рождество Христово,
7 января 2000 г. Мы служили ночью всенощное бдение и сразу же литургию.

<<< После службы на Рождество Христово
2000 года

Служба в первую субботу Великого поста, память муч. Феодора Тирона. Освящение колива.

Неделя Торжества Православия,
19 марта 2000 года

В Великом посту 2000 года наши отцы были пострижены в мантию: о. Василий — с именем Григорий в честь свт. Григория Богослова,
а о. Феодосий — с именем Феофан, в честь преп. Феофана Начертанного, исповедника и творца канонов. Постриг совершал Епископ Феодор Борисовский и Санинский после вечерней службы
13 апреля, накануне для памяти преп. Евфимия Суздальского и преп. Марии Египетской.

<<< Новопостриженному иеромонаху Григорию вручается свеча

Постригается иеродиакон Феофан

"Новорожденные" монахи.

Суздаль, по сравнению с нашим суматошным и шумным Петербургом — это, можно сказать, курорт, где хорошо молиться в тишине и гулять ранним утром, любуясь прекрасными видами.

Но и там приходится задумываться
о будущем
и о разных церковных делах...

В нашем приходе было пока только одно венчание, т.к. в основном к Церкви присоединяются люди уже семейные. Владимир и Ксения — ученые, живут в Екатеринбурге, где пока нет ни священника, ни прихода нашей Церкви, и они служат сами дома мирским чином, как могут, а причащаться приходится ездить в Санкт-Петербург, когда представится возможность. В 2001 году у них уже произошло пополнение в семье: родился сын Ярослав.

<<< Венчание состоялось 6 августа 2000 г. в часовне при Центре Православного Просвещения.

А храм наш все это время стоял закрытым...

 

<<< Снимок сделан летом 2000 года

22–26 ноября 2000 г. в Суздале состоялся VIII Съезд духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии РПАЦ. Члены санкт-петербургского и московского приходов нашей Церкви тоже участвовали в его работе.

<<< Алексей Муравьев, бывший в то время прихожанином московского прихода РПАЦ в честь Св. Царя-Мученика Николая и всех Новомучеников и Исповедников Российских (впоследствии А.М. перешел к старообрядцам), ученый-сириолог, и Александр Солдатов, главный редактор журнала "Вертоградъ", обсуждают с Владыкой Митрополитом Валентином документы Съезда.

Отец Григорий выступил на Съезде с докладом об итогах Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 года.

 

Во время Съезда проходили торжества прославления Собора преподобных жен Дивеевских.
В богослужениях участвовали 7 епископов РПАЦ и множество клириков и мирян.

 

<<< Отец Григорий выходит на крестный ход после литургии 23 ноября 2000 г. Впереди него идет иеромонах Николай, настоятель прихода РПАЦ в Серпухове.

У Татьяны Сениной настроение было воинственное: она готовила к Собору доклад о необходимости скорейшего прославления святителя Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха РПЦЗ, великого исповедника Православия ХХ века и была полна решимости бороться за прославления святителя до победного конца. К тому времени в журнале "Вертоградъ" было опубликовано довольно много материалов о святителе, в частности,
статья Т. Сениной "Ангел Филадельфийской Церкви". В настоящее время готовится к изданию книга о святителе под тем же названием, куда войдут его жизнеописание, избранные проповеди, письма, документы и материалы, в том числе ранее не публиковавшиеся.

Доклад о свт. Филарете был прочитан на Съезде
24 ноября, в день памяти другого великого исповедника Православия — преподобного Феодора Студита, особо чтимого в нашем приходе святого (на утренях мы часто читаем его Огласительные поучения).

Идею о необходимости прославления свт. Филарета поддержали и другие участники Съезда.

Никакого постановления по этому вопросу на Съезде принято не было, но решение о прославлении святителя было принято довольно скоро — на заседании Синода РПАЦ 15 марта 2001 года. Само прославление состоялось 30 апреля–1 мая 2001 г. в Суздале.

 

Приходская наша жизнь шла своим чередом, и вот наконец долгожданное событие совершилось: мы начали служить в храме после трехлетнего перерыва, впервые со своим священником в Истинной Церкви. Первая литургия была отслужена в воскресенье,
в Неделю святых Отец,
31 декабря 2000 года

<<< Отец Григорий перед первой службой окропляет храм св. водой. Кропила под рукой не оказалось,
и пришлось использовать в качестве такового четки.

<<< Так выглядел храм в день открытия.

Возникала мысль: почему мы именно в этот день начинаем служить в храме? Вроде никаких особенных святых памяти не было в этот день, а с праотцами какая может быть связь? Но оказалось все очень замечательно, т.к. поразительно знаменательный Апостол читался в тот день: "...Иже верою победиша царствия, содаяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную, ...инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат. Друзии же руганием и ранами искушения прияша, еще же и уз и темниц, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша; проидоша в милотях и козиих кожах, лишени, скорбящи, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных. И сии вси послушествовани бывше верою, не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут".
— Думается, что здесь как раз о Батюшке и о нас. Отец Александр верою стоил храм, и был искушен, жил всю жизнь в бедности, лишен, скорбящ и озлоблен, егоже не бе достоин весь мир; перешел в РПЦЗ с надеждой обрести в ней Церковь и храм открыть и начать новую жизнь, и был избиен, не прием избавления — не увидел этой новой церковной жизни в храме, — да лучшее воскресение улучит — как священномученик; он убийством меча умерл, не прием обетования — истинной Церкви Российской, живой и настоящей, а не такой загнившей и умирающей, как РПЦЗ, — Богу лучшее что о нас предзревшу, — ибо все это было для того, чтобы Господь в итоге привел нас в ту Церковь, в какую нужно, — и вот теперь мы вместе, Батюшка на небесах, а мы на земле, принимаем совершенство бытия в истинной Церкви — Теле Христовом.

И как раз о. Григорий в тот день сказал проповедь о том, что Господь, придя в мир, исполнил обетования, данные отцам, а потом вознесся — но вознесся только для внешнего, нецерковного мира, а для Церкви Он никуда не уходил, но всегда с нами есть до скончания века, и для Церкви никакого "второго пришествия" уже не будет, т.к. она уже сейчас живет вечностью. И это и есть то самое совершенство, обетованное отцам.

Слава Богу за все!

<<< В первые дни в храме не работало отопление, и было ужасно холодно, но наши прихожане, с помощью Божией, героически выносили все неудобства.

Отец Феофан и Дионисий на первой службе в храме

 

История в фотографиях
На главную страницу

Hosted by uCoz