Зима 1998 года. |
После
гибели о. Александра к нам Мы решили, что если мы хотим, чтобы наш храм когда-нибудь открылся, то надо уже сейчас молиться без храма, чтобы Господь видел, что мы действительно стараемся молиться и прилежать к богослужениям, тогда Он нам Сам поможет и с храмом. |
<<< Cамодельная икона о. Александра, сделанная из фотографии; в левом нижнем углу иконы — одна из трех иконок свт. Иоанна Шанхайского, которые были найдены в кармане рубашки убиенного Батюшки и были пропитаны его кровью. | |
Накануне годовщины убиения
<<< Вечер 13 сентября 1998 г. |
|
Жизнь у нас тогда была по большей части беспоповская, но довольно веселая. "Зарубежники" нас не понимали, недоумевая, зачем мы служим ежедневно, да еще без священника. Один знакомый как-то спросил: "Что, вы и летом каждый день служите? А как же вы на дачу ездите?!" Но разве могут быть "каникулы" от Бога и служения Ему?.. <<<
После службы отцу Александру |
|
Панихиду
на могиле о. Александра в Гатчине
с духовенство РПЦЗ мы служили только один раз — 14 сентября 1998 г. Служили ее иерей Алексий Тархов, иеромонах Вениамин (Реутов) и диакон Павел Симаков. Было много народу... |
|
В середине октября 1998 г. представители МП попытались захватить стоявшую уже год закрытой нашу часовню в больнице св. Елисаветы. В захвате участвовал, в числе прочих, тот самый священник, который в 1997 г. был назначен в наш храм настоятелем вместо о. Александра. Однако, мы, можно сказать, чудесным образом (т.к. это вышло совершенно "случайно") узнали о готовящемся захвате и "переосвящении" больницы (представители МП повесили об этом объявления в ее холле, а наша прихожанка неожиданно проходила в тот день мимо и прочитала), и хотя уже не успели помешать "освящению", но сумели объяснить главврачу больницы, что, пустив МП в часовню, он оскорбляет память о. Александра; главврач в итоге выгнал представителей МП из часовни, а вскоре и вообще переоборудовал бывшее помещение часовни под какой-то медицинский кабинет, чтобы больше не о чем было "спорить".
<<<
Действовавшие лица неудавшегося
"захвата". |
|
Святитель Митрополит Филарет (Вознесенский) |
К концу 1998 года стало
ясно, что РПЦЗ окончательно взяла курс на сближение с "мировым
православием". Одним из ярких свидетельств этого стало то, что
явленные 10 ноября 1998 г. |
<<<
Цареконстантиновский храм г. Суздаля —
Вскоре после этого все члены нашей общины перестали причащаться в РПЦЗ, и начался наш переход по пустыни к земле обетованной — больше полугода без Причастия, пока мы не присоединились к Российской Православной Автономной Церкви... О РПАЦ мы узнали уже вскоре
после гибели о. Александра. История была довольно интересной. Весть
о мученической кончине Батюшки широко распространилась, и от разных
людей стали поступать пожертвования для семьи о. Александра. Прислал
пожертвования и о. Михаил Ардов (настоятель Мы так и сделали: написали о. Михаилу и спросили, как же он может находиться "в расколе". Наше письмо немало позабавило о. Михаила, и он прислал нам некоторые документы относительно "суздальской истории" 1993–1995 гг. Так началось наше знакомство с РПАЦ. Мы стали находить все новые документы, изучать историю разделения РПАЦ с РПЦЗ, и в конце концов пришли к выводу, что "суздальского раскола" не существует, а есть действительно каноничная и жизнеспособная Российская Православная Церковь, на которую можно с полным правом возлагать надежду на восстановление истинного Православия в России. 14 сентября 1999 г. на собрании прихода мы официально закрепили наше уже давно созревшее решение присоединиться к РПАЦ, написав от имени прихода прошение о приеме Владыке Валентину. Это было неожиданностью для "зарубежников", но не для нас, т.к. будущий о. Григорий до этого уже несколько раз ездил в Суздаль и общался с Владыкой Валентином, а летом 1999 г. некоторые члены нашего прихода присоединились к РПАЦ частным порядком, причастившись в Суздале; наш регент Алексей (ныне иеромонах Феофан) в августе 1999 г. даже был пострижен в рясофор с именем Феодосий).
19 сентября 1999 г. Василий Лурье был рукоположен в Суздале в диакона...
<<<
Новорукоположенный диакон Василий
Лурье после литургии с Архиепископом Валентином и протодиаконом Владимиром
|
|
Отец
Григорий (тогда еще чтец Василий) |
|
Инок Феодосий. Суздаль, 1999 г. |
|
|
|
...а на Рождество Богородицы,
В тот же день в диакона
был рукоположен |
|
|
<<< Новорукоположенные священник Василий Лурье и иеродиакон Феодосий, Епископ Феодор и протодиакон Владимир. |
Первая литургия новорукоположенных отцов. Цареконстантиновский собор г. Суздаля Отец
Феодосий впервые читает Евангелие |
|
Отцы Василий и Феодосий пробыли в Суздале до праздника Воздвижения Креста Господня и вернулись в Петербург, где о. Василий продолжал служить священнический "сорокоуст", ни на день не прерывая: приехав из Суздаля рано утром он тут же отправился служить очередную литургию. Служили мы по квартирам наших прихожан, то там, то сям, т.к. постоянного помещения для служб не было.
<<< Отец Василий читает поучение из Пролога во время всенощной под воскресный день. |
|
Как мы все
были счастливы, наконец получив своего пастыря, могут понять только те,
кто сам находился когда-нибудь в нашем положении.
<<<
Одна из первых проповедей |
|
<<<
23 октября 1999 г. |
|
У нас появлялись прихожане и в других городах — в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, где не было вообще приходов нашей Церкви. Отец Василий, когда появлялась возможность, ездил к ним на несколько дней служить литургию. В Волгограде свой священник появился только в 2001 г. — перешел из МП после нескольких лет раздумий и знакомства с материалами об экуменизме и об Истинной Церкви. <<< Отец Василий и семейство волгоградских прихожан. |
|
После окончания "сорокоуста" мы стали служить литургии два раза в неделю: по воскресеньям и великим праздникам обязательно, и в какой-то будний день, чаще всего в праздник какого-нибудь особо чтимого в нашем приходе святого. К Церкви присоединялись все новые люди, и к зиме 1999 г. в дни, когда собиралось на службы много народа (в воскресные дни и большие праздники), мы стали служить литургии в помещении Центра Православного Просвещения, руководители которого перешли в РПАЦ летом того же года. <<<
Служба на Рождество Христово, |
|
<<<
После службы на Рождество Христово
2000 года |
|
Служба в первую субботу Великого поста, память муч. Феодора Тирона. Освящение колива. |
Неделя
Торжества Православия, |
В Великом посту 2000 года
наши отцы были пострижены в мантию: о. Василий — с именем Григорий в
честь свт. Григория Богослова, <<< Новопостриженному иеромонаху Григорию вручается свеча |
|
Постригается иеродиакон Феофан |
"Новорожденные" монахи. |
Суздаль, по сравнению с нашим суматошным и шумным Петербургом — это, можно сказать, курорт, где хорошо молиться в тишине и гулять ранним утром, любуясь прекрасными видами. |
|
Но
и там приходится задумываться |
|
|
В нашем приходе было пока только одно венчание, т.к. в основном к Церкви присоединяются люди уже семейные. Владимир и Ксения — ученые, живут в Екатеринбурге, где пока нет ни священника, ни прихода нашей Церкви, и они служат сами дома мирским чином, как могут, а причащаться приходится ездить в Санкт-Петербург, когда представится возможность. В 2001 году у них уже произошло пополнение в семье: родился сын Ярослав. <<< Венчание состоялось 6 августа 2000 г. в часовне при Центре Православного Просвещения. |
А храм наш все это время стоял закрытым...
<<< Снимок сделан летом 2000 года |
|
22–26 ноября 2000 г. в Суздале
состоялся <<<
Алексей Муравьев, бывший в то время прихожанином |
|
Отец Григорий
выступил на Съезде с докладом об итогах
|
|
Во время Съезда проходили
<<< Отец Григорий выходит на крестный ход после литургии 23 ноября 2000 г. Впереди него идет иеромонах Николай, настоятель прихода РПАЦ в Серпухове. |
|
У Татьяны Сениной настроение
было воинственное: она готовила к Собору |
|
Доклад о свт. Филарете был
прочитан на Съезде Идею о необходимости прославления свт. Филарета поддержали и другие участники Съезда. Никакого постановления по
этому вопросу на Съезде принято не было, но решение о прославлении святителя
было принято довольно скоро — на
|
|
Приходская
наша жизнь шла своим чередом, и вот наконец долгожданное событие совершилось:
мы начали служить в храме после трехлетнего перерыва, впервые со своим
священником в Истинной Церкви. Первая литургия была отслужена в воскресенье,
<<<
Отец
Григорий перед первой службой окропляет храм св. водой. Кропила под рукой
не оказалось, |
|
|
<<< Так выглядел храм в день открытия. Возникала мысль:
почему мы именно в этот день начинаем служить в храме? Вроде никаких особенных
святых памяти не было в этот день, а с праотцами какая может быть связь?
Но оказалось все очень замечательно, т.к. поразительно знаменательный
Апостол читался в тот день: "...Иже верою победиша царствия, содаяша
правду, получиша обетования, заградиша уста львов, угасиша силу огненную,
...инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение
улучат. Друзии же руганием и ранами искушения прияша, еще же и уз
и темниц, камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством
меча умроша; проидоша в милотях и козиих кожах, лишени, скорбящи, озлоблени:
ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах
и в пропастех земных. И сии вси послушествовани бывше верою, не прияша
обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство
приимут". И как раз о. Григорий в тот день сказал проповедь о том, что Господь, придя в мир, исполнил обетования, данные отцам, а потом вознесся — но вознесся только для внешнего, нецерковного мира, а для Церкви Он никуда не уходил, но всегда с нами есть до скончания века, и для Церкви никакого "второго пришествия" уже не будет, т.к. она уже сейчас живет вечностью. И это и есть то самое совершенство, обетованное отцам. Слава Богу за все! <<< В первые дни в храме не работало отопление, и было ужасно холодно, но наши прихожане, с помощью Божией, героически выносили все неудобства. |
Отец Феофан и Дионисий на первой службе в храме |
|