История в фотографиях


2006

Новые фотографии >>>

7 января, на Рождество Христово,
у нас была ночная служба.
Служили игумен Григорий и иеромонах Даниил.

 

 

<<< Праздничный полиелей

Помазание елеем
на всенощном бдении.
Отец Григорий читает
"Слово на Рождество Спасителя"
святителя Григория Богослова.
Это уставное чтение на этот праздник,
занимает примерно час —
почти целая лекция :-)
Отец Григорий за праздничной литургией.
Зимний храм.
Погода в Петербурге часто мрачновата,
даже днем горят фонари при входе.

За последние несколько месяцев
в храме был сделан очередной ремонт.


Теперь стены покрашены в теплые тона;
алтарная преграда тоже стала посветлее.

На правой алтарной двери — икона
первоверховных Апостолов Петра и павла,
а на левой — икона страстотерпцев
Бориса и Глеба.

В южной части храма главная икона —
Пресвятой Богородицы "Феодоровская".

Под храмовой иконой св. Елисаветы
теперь находится ковчег
с частичкой мощей преподобномученицы;
перед ним практически всегда
стоят живые цветы.

"Канон", куда ставятся свечи за упокой,
теперь перенесен из северной части храма
в южную.

В северной части храма в переднем углу —
икона св. благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя священномученика Александра Жаркова,
нашего первого настоятеля.
Справа от нее — вышитая крестом икона преподобного Силуана Афонского.

Справа от двери — икона св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии;
под ней в рамочке — тропарь святой
на двух языках, церковнославянском
и грузинском.

На праздничных утренях отец Григорий
обычно читает кафизмы и канон.

На этой фотографии на о. Григории
надета ряса епископа Григория (Граббе) — подарок митрополита Суздальского
и Владимирского Валентина.

На утрени о. Григорий всегда читает
очередное огласительное поучение
св. преподобного Феодора Студита.

Иеромонах Даниил,
наш второй приходской священник,
в алтаре перед жертвенником.

Отец Даниил сидит во время чтения поучения
на утрени.
Неделя сыропустная (5 марта):
о. Даниил совершает елеопомазание
в конце утрени.
Великий вход на литургии.

Максим Лебедев — наш юный алтарник.

А это другой алтарник, Юрий,
подает теплоту о. Даниилу на литургии.

Неделя сыропустная —
последний день накануне Великого поста,
поэтому о. Даниил заготовил Агнцев
для двух литургий Преждеосвященных Даров, которые были совершены
на первой седмице Поста.

В нынешний Великий пост
в пятницу первой седмицы, 10 марта,
у нас в приходе совершилось важное событие —
были пострижены в монашество
четверо прихожанок, из тех,
кто уже давно желал принять ангельский образ, готовился к нему и в последние годы
жил по-монашески, еще будучи в миру.

Больше фотографий — здесь.

Святая Плащаница, вынос которой
совершается в Великую Пятницу,
и которая пребывает посреди храма
до пасхальной ночи,
а перед началом пасхального богослужение
вносится в алтарь и полагается на престол,
где находится до праздника
Вознесения Господня.

Перед началом пасхального крестного хода
совершается полунощница,
на которой читается перед Св. Плащаницей
канон Великой Субботы.
В этом году канон читали монахини Кассия
и Ксения, а ирмосы пели все четверо монахинь вместе. В некотором роде это символично, поскольку ирмосы первых четырех песен канона составлены св. Кассией Константинопольской, написавшей на Великую Субботу четверопеснец, который изначально читался в ее монастыре, и ирмос первой песни оканчивается словами: "Но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися".

Пасхальный крестный ход обошел
вокруг храма большим кругом (за оградой)
и вернулся к закрытым дверям,
чтобы совершить торжественный вход.

<<< Отец Даниил нес весьма тяжелое Евангелие.

 

Вход крестного хода в храм.

После крестного хода была совершена праздничная пасхальная утреня,
за которой о. Григорий прочел
"Слово на Пасху" святителя Григория Богослова,
а затем литургия.
Почти все присутствовавшие на богослужении причастились Св. Таин.

 

 

<<< Отец Григорий
и наш юный алтарник Максим.


После литургии прихожанам была предложена праздничная трапеза.

В Светлый Вторник,
по традиции нашего прихода,
всегда совершается Литургия.
На этот день приходится память святых грузинских преподобномучеников Давидо-Гареджийских, частица мощей которых храниться в нашем храме и особо у нас почитается.

 

<<< Отец Григорий читает Апостол.
На Престоле можно видеть под колпаком на дискосе частицу мощей Давидо-Гареджийских мучеников.

<<< Причастников в будний день обычно мало, но все-таки они были.

 

 

Давидо-Гареджийских монахов-мучеников можно считать покровителями устроения торжественных Пасхальных шествий. Они были замучены в результате того, что не побоялись устроить пасхальный Крестный ход в условиях персидской оккупации; множество огней заметили персы и, придя к лавре, потребовали от монхахов отречься от православия, в противном случае угрожая смертью.

Монахи ответили, что от своей веры не отрекутся и готовы умереть, но просили позволить им окончить пасхальное богослужение. Персы согласились, и монахи совершили литургию, все причастились, после чего были поголовно перебиты.
Мощи их можно было находить в районе Давидо-Гареджийской лавры в течение нескольких столетий.

После Литургии был совершен Крестный ход.

18 июля (5 по старому стилю) —
память святой преподобномученицы Елисаветы, наш престольный праздник.

В нашем храме хранится ковчег с мощами св. Елисаветы, полученными посредством разных лиц от покойного Епископа Антония (Граббе), который, будучи Начальником Русской Духовной Миссии РПЦЗ в Иерусалиме, совершал в 1981 г. открытие мощей св. Елисаветы в Гефсимании.

На праздник ковчег с мощами
был перенесен на середину храма.

Причастников было много,
несмотря на летний "мертвый сезон".

Тезоименитая монахиня Елисавета
готовила запивку после причастия.

После службы, как и полагается, был небольшой крестный ход вокруг храма с мощами св. Елисаветы.

Праздник Воздвижения Честного
и Животворящего Креста Господня
(14/27 сентября) в этом году у нас прошел
очень торжественно.

Во время вечерни накануне праздника
Крест, украшенный венком,
лежал на Жертвеннике,
который заменяет в современной практике древнюю отдельную «сосудохранительницу».

На утрени в сам день праздника
после великого славословия
начался Крестный Ход,
который обошел вокруг храма
большим кругом.

По уставу, священник несет Крест на голове,
как это и сделал отец Григорий.

После возвращения Крестного хода в храм
Крест был возложен на аналой в центре храма,
и было совершено каждение
.
После каждения начался сам Чин Воздвижения.
Отец Григорий, стоя на кафедре,
медленно воздвигал Крест
под стократное пение «Господи помилуй»
.
Крест воздвизается пять раз —
на Восток, на Запад, на Юг, на Север
и снова на Восток
.
После литургии, по обычаю,
цветы, на которые лилась вода с Креста,
раздавались народу.

23 октября / 5 ноября, в день памяти св. ап. Иакова, брата Господня, первоиерарха Иерусалимской Церкви, в соответствии с древней традицией, в нашем храме была совершена Литургия этого апостола.

В древности в каждом патриархате служилась своя особая Литургия, в Константинополе - Литургия Василия Великого, в Александрии - Литургия ап. Марка, в Антиохии - Литургия Иоанна Златоуста, в Иерусалиме - Литургия ап. Иакова. Со временем принятые в Константинополе Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста практически вытеснили все остальные Литургии. Литургию ап. Иакова все-таки продолжали служить на день памяти апостола в Иерусалимском патриархате, на острове Закинф и в некоторых других местах на Востоке.

Сначала была отслужена
Утреня воскресного дня,
а затем началась Литургия —
согласно древнему византийскому церемониалу,
с торжественного входа в храм,
поклонения со свечами
и воскурения фимиама перед Престолом.


Перед самым началом процесии,
после отпуста утрени и некоторой паузы
верующие вышли на улицу
перед главные врата храма,
а служащие, выйдя из боковых дверей,
подошли к главным вратам,
чтобы после умовения рук
и предначинательных молитв
совершить вход.
Литургия ап. Иакова была переведена
на славянский язык в XIV в. в Болгарии.
В начале XX в. Литургию ап. Иакова стали служить в Сербской и Русской Церквах. Заново был отредактирован болгарский чин.
В 1938 г. Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) одобрил Чин Литургии ап. Иакова, который совершается в РПЦЗ.
У греков, как говорят, Литургия ап. Иакова может совершаться и в любой день, по просьбе верующих.

За литургией пел наш монашеский хор,
которому пришлось по ходу дела
разбираться в особенностях
этой древней литургии.

Евангелие читалось в центре храма,
с кафедры, лицом к народу.

Великий вход совершали
с максимальной торжественностью.

Причащали под разными видами -
отдельно Телом, отдельно Кровью Христовыми.
Это было здорово, хотя и несколько необычно. Каждому вкладывали в рот частицу Тела Христова и давали трижды выпить Крови Христовой из Чаши.
В древности Тело Христово давали прямо в руки, но еще в древности же решили, что это требует слишком большой сознательности и осторожности от причастников - очень много крошек остается на руках.

На Литургии были и дети.
Их тоже причащали под разными видами,
что оказалось совсем не так сложно.

 

История в фотографиях
На главную страницу

 

Hosted by uCoz