Слово в Великую родительскую субботу (мясопустную)

(24.02/9.03.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершили богослужение Вселенской родительской субботы — одной из двух самых главных родительских суббот, т.е. самых главных установленных в Церкви дней для поминовения усопших. Суббота всегда является в Церкви днем поминовения усопших. Это относится к любой субботе, и этот обычай унаследован Православной Церковью еще из ветхозаветной Церкви, хотя и нету его у современных иудеев. Этот обычай произошел потому, что суббота, само слово "суббота", по-еврейски означает "покой", и покой имеется в виду не только тот, который по заповеди Закона Моисеева должны были соблюдать люди в земных своих делах, но и покой вечный, который является, в свою очередь, предшественником воскресения. И потому первый день недели, т.е. воскресенье — следующий день по субботе — это день главных христианских праздников, начиная с Пасхи, а накануне великих праздников особенно совершается память усопших, т.е. в субботу.

Но сегодняшняя суббота, накануне Недели мясопустной, т.е. накануне того воскресного дня, когда происходит заговение на мясо — последний день завтра можно будет мясо есть, — она имеет и особое значение. В следующее воскресенье, т.е. ближайшее воскресенье, завтра, Церковь совершает память события, которое еще не произошло, — память Страшного Суда. И сегодняшняя великая суббота должна нас готовить именно к этому. Это не просто день, когда мы молимся о всех наших усопших, которых мы знали, которых мы не знали, а также о всех тех, кто, может быть, умер без погребения, и по имени некому даже о нем молиться, или может быть, о нем забыли (и таких большинство среди даже усопших православных христиан); так мы молимся в каждую родительскую субботу, так мы молимся и сегодня; но особый смысл еще и в том, что эта суббота напоминает нам о том, что ждет нас. И напоминает не для того, чтобы мы просто испугались, а для того, чтобы мы именно покаялись, понимая, перед лицом Какого Судии мы окажемся на Страшном Суде. Только сейчас Этот Судия для нас — не Судия, а Помощник, Который помогает нам к Нему придти, помогает нам быть оправданными, т.е., скорее, если говорить о суде, это наш адвокат. И именно чтобы воспользоваться Его помощью для покаяния, нужна сегодняшняя родительская суббота. Именно поэтому эта родительская суббота установлена в период подготовки к Великому посту — уже совсем немного осталось до поста, чуть больше недели.

И в чем же состоит эта подготовка, как ее мы совершаем сегодня? Она состоит в том, что мы вспоминаем о наших усопших и поминаем всех усопших, кого мы знали и не знали, поминаем их церковно. Но прежде всего, мы сами каемся, — а церковное поминание подразумевает, что мы сами каемся и готовимся к причастию. Самое главное, что мы делаем при поминовении усопших, — это не то, что мы подаем записки, хотя надо и записки тоже подавать, это все правильно, но это не главное; а главное — это то, что мы сами вместе с усопшими причащаемся от одной чаши. Мы это делаем, просто физически приходя на литургию, готовясь к причастию и причащаясь, а усопшие это делают невидимо, и особенно благодаря нашему поминанию, когда мы подаем записки на проскомидию, чтобы в память о них вынимались частицы, что и делалось сегодня. И поэтому богослужение Великой родительской субботы состоит из двух основных частей по уставу.

Первая часть — это то, что мы служили вчера вечером, это заупокойная утреня особенно, все службы суточного круга, а особенно заупокойная утреня, которая иначе называется Великой панихидой. Обычно панихида служится сокращенным чином, а накануне родительской субботы она служится полным чином, как это мы сделали вчера, потому такая долгая у нас была служба. И здесь мы поминаем по именам, кого можем, усопших, кого не можем — поминаем без имен, просто "всех от века почивших православных христиан", и тогда вот читаем записки.

Литургия сегодня нужна для другого — для того, чтобы помянуть их на проскомидии, это должен делать священник на проскомидии, читая записки, которые были ему поданы (т.е. то, что не видно, это в алтаре совершается), и потом чтобы всем нам причаститься. И для того, чтобы частицы, которые вынули в память об этих усопших, которые как бы их иконами являются, также были погружены в чашу со Святой Кровью, и таким образом участвовали бы и эти усопшие в нашей Евхаристии. Т.е. именно для причастия существует литургия. Почему я так об этом подробно говорю? Потому что многие приходят на литургию слушать записки. Это совершенно неправильно. Литургия не для того, литургия для причастия. А о причастии, особенно в родительские субботы, почему-то у нас не думают. Но не бывает таких литургий, которые без причастия, — это надругательство над богослужением, это запрещено канонами категорически, и за это есть наказание, которое состоит в отлучении от причастия тех, кто не причащается за литургией.

Поэтому надо стараться нам поминать наших усопших так, как этого требует действительно их душа. А она требует не просто, чтобы мы о них молились, но чтобы мы сами были христианами, чтобы наша молитва была христианской. А самое первое, что делается для того, чтобы нам самим быть христианами, — это именно каяться на исповеди и причащаться. Кто не причащается, тот не христианин. Разумеется, причащаться надо в Истинной Церкви, а не в экуменических сообществах. Т.е. надо, конечно, смотреть, в какую церковь вы идете — православная ли там вера исповедуется или нет. Но это само собой разумеется. Но если мы пришли в Истинную Церковь, то надо, чтобы наш приход в нее не оказался бесполезным, чтобы мы действительно причащались истинных Тела и Крови Христовых, а не только смотрели, как причащаются священник или другие христиане, потому что тогда это не принесет нам никакой пользы, а, скорее, принесет только осуждение. Это относится и к поминовению усопших христиан.

И если мы будем стараться делать для наших усопших все, что для этого надо — а прежде всего мы должны для этого делать то, что нужно для нас самих, т.е. самим быть христианами, — то тогда мы можем надеяться, что Господь уже посмотрит на это наше старание и будет милостив к нашим собственным грехам, а можем также надеяться и на то, что, когда мы умрем, то останутся по нас люди, которые будут молиться о нас. И их молитвами исправятся, может быть, многие грехи, которые мы так и не успеем исправить при нашей жизни. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz