Публикации

Сражение под Потидеей / середина зимы 432-431 гг. до н.э.

Сражение под Потидеей

<<<назад

Hosted by uCoz
ное христианское торжество, это каждую неделю такой праздник, это мы празднуем само Царствие Небесное, что мы в нем находимся, и поэтому, конечно, мы причащаемся — и для этого, и поэтому.

Но в Великий пост мы продолжаем, конечно, думать и об этом, и Канон Андрея Критского, который мы все время сейчас читаем, он тоже нам об этом говорит: он говорит нам не о том, чтобы мы просто покаялись и очистились от наших грехов, а он говорит нам о том, чтобы мы стали умом, зрящим Бога, новым Израилем, что и мы можем совершить великое, т.е. действительно наше спасение и обожение, через Крест Христов, и другие такие вещи, — т.е. он именно призывает нас к такому покаянию, которое ведет нас к обожению. Но все-таки прежде всего в дни Великого поста мы сосредоточены не на обожении, а именно на своих грехах и на покаянии. И здесь тоже очень велико значение Причастия, т.е. именно оно и есть решающее. Потому что, когда мы каемся перед Богом, это хорошо, но этого еще обычно, если только Бог не ставит нас в какие-то исключительные условия, недостаточно, чтобы наши грехи очистились. Надо, чтобы мы еще покаялись на исповеди. Но и этого недостаточно. Потому что кто исповедуется просто, тот не получает окончательного оставления грехов, даже если он исповедуется искренне и полно. Потому что исповедь сама по себе, как и всякое таинство Церкви, еще недействительна и неполна, если нету Евхаристии. И исповедь действительна только для того, кто причащается. И поэтому мы и исповедь свою, и покаяние, и Великий пост постоянно подкрепляем Причастием. Это не значит, что после каждой исповеди мы обязаны причащаться, но значит, что мы все время и исповедываться, и причащаться.

И молитвы, которые связаны с Причастием на литургии Преждеосвященных Даров (в основном, правда, их читает священник в алтаре), они как раз и сосредоточены именно на том, как попаляет грехи Причастие. Потому что Причастие — это тот самый угль, который в видении пророка Исаии был дан ему Богом, а именно, явившийся ему серафим дал ему угль в уста, который опалил грех его уст и очистил его уста таким образом. И вот, именно таким углем называется Причастие. И даже у многих восточных христианских народов сама частица Причастия называется словом "уголь" — имеется в виду тот самый уголь, который видел Исаия. Именно это поминается на литургии Преждеосвященных Даров. И вот, принимая Причастие на литургии Преждеосвященных Даров, мы должны прежде всего — и именно об этом нам говорит Богослужение — вспоминать этот уголь, вспоминать, точнее, что то, что нам сейчас преподается, это вот и есть этот угль, который дается нам в очищение наших уст. И именно для того, чтобы мы могли и дальше совершать наше покаяние, чтоб мы дальше видели наши грехи и чтобы мы очищались, для этого нам как раз и нужно Причастие. Не надо думать, что мы должны стать сначала святыми, а потом причащаться, или сначала, там, должны во всем раскаяться и потом причащаться. Такого не бывает. Потому что покаяние — это тоже дар Божий, который без Причастия не дается. И поэтому мы должны стараться всегда и особенно во время поста причащаться, и для этого и служится во время поста литургия Преждеосвященных Даров. Спаси, Господи!

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz