Слово во вторую Неделю Святых Постов,
святителя Григория Паламы

(18/31.03.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Церковь продолжает празднование прошлой недели. Если прошлая Неделя была праздником, который называется "Торжество Православия", когда воспоминается победа Церкви над ересью иконоборчества и вообще над всеми ересями, которые были до и после иконоборчества, то сегодня — продолжение этого праздника, и воспоминается память святого Григория Паламы. Из святых отцов, которые были после иконоборчества — он жил в XIV веке — это, может быть, самый главный и самый важный православный богослов, который отстоял истину Православия против тех лжеучений, которые именно в то время поднялись против Церкви, и до сих пор они остаются, может быть, главными.

Только в 1368 году в этот день Собор в Константинополе постановил праздновать память св. Григория Паламы, скончавшегося лет на десять раньше, и установил этот праздник. А еще раньше во вторую седмицу Великого поста были другие воспоминания, и от них осталось сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, где рассказывается о том, как Господь был в некотором доме окружен такой толпой народа, что к Нему нельзя было пройти, а люди, которые принесли расслабленного, т.е. парализованного человека, они имели такую большую веру к Нему, что, хотя они и не могли к Нему подобраться, они залезли с этим больным на крышу дома, разобрали ее и через крышу его свесили. И по вере их Господь исцелил. По вере кого? Не только того, кто пришел, самого этого расслабленного, но и тех, кто его принес. И вот, эти люди, которые приносят нас, расслабленных, к Самому Богу, — это и есть святые отцы, которые совершенно не по чину и не по очереди, совершенно не глядя, что мы стоим далеко, а многие люди гораздо ближе нас стоят к Богу, а святые отцы могут нас перенести и поставить пред Бога прямо через крышу, т.е. без всякой очереди. И среди этих святых отцов особенно для нашего времени важен св. Григорий Палама, и потому праздник, установленный в XIV веке, нисколько не устарел по своему значению.

И вот, о чем учил этот святой отец, почему это так важно? Он учил о спасении. Можно сказать, что все святые отцы учили о спасении. Правильно. Действительно, все и учили. Но учить надо, объясняя людям то, чего они не понимают. А в разное время люди разное не понимали в том, что касается спасения. И св. Григорий Палама объяснял именно то, что стали не понимать тогда и продолжают не понимать до сих пор те, кто не знает православной веры. Если мы хотим ее узнать, то именно от св. Григория Паламы мы можем ей научиться. И если очень кратко говорить о том, чему же научил этот святой, то можно сказать так.

Все мы по природе свой одинаковыми рождены, и у Господа нет никаких предпочтений, потому что Он всех любит одинаково. Не то, что Ему все одинаково безразличны, а именно Он всех любит, потому что, как говорит апостол Павел, "хочет всякому человеку спастися и в разум истины приити". Но мы видим, что большинство людей совершенно пренебрегают этим разумом истины, т.е. истиной, и не собираются никуда приходить. Как же так? Неужели это потому, что Господь не всем одинаково является? И вроде бы мы действительно видим, что одни имеют, какие-то святые, великие откровения Божии, другие не имеют таких, третьи не имеют ничего и наоборот в крайнем помрачении бесовском проводят всю свою жизнь. Но откровения Божии — вот тут уже и объясняет св. Григорий Палама — это такая вещь, которая каждому доступна, но большинству людей она просто неинтересна. И именно только поэтому, потому что не хотят принять откровения Божии, большинство людей остается без веры.

Но Бог доступен Сам, доступен Сам и непосредственно. И Бог, хотя абсолютно непознаваем, и никто Его не видел по Его сущности, но тем не менее, Он же и познаваем и видим, и даже прямо видим, как Фаворский Свет, — тот Свет, которым просиял Господь на Фаворе во время Преображения, или который явился Моисею на Синае. И Господь видим и действует непосредственно на каждого человека как энергия, или, как переводится на славянский это слово, — "действие". Но действие не то, что сделал и перестал делать, а действие Божие подразумевается нечто постоянное, постоянно присущее Богу, и это то, что есть Сам Бог. И когда мы говорим: "благодать Божия на нас действует", — мы, если мы православные, не имеем в виду какую-то тварь Божию, которая называется этим словом "благодать", а имеем в виду именно Самого Бога. Потому что Бог Сам является Своей благодатью. Если Бог действует на нас благодатью, то это именно потому, что Бог просто Сам на нас действует. И именно благодать Божия поддерживает нас в бытии — почему мы вообще не исчезаем, — и благодать Божия нас освящает и ведет к спасению, и только благодатью Божиею мы делаемся членами Тела Христова, членами Церкви и членами Царствия Небесного.

И вот, это стали отрицать новые еретики, которые явились в XIV веке. Они были анафематствованы, и анафемы против них включены были тогда в Синодик в Неделю Православия, который мы читали неделю назад. И среди ересей, которые мы тогда анафематствовали, были и эти ереси — тех, кто отрицает, что энергии Божии, или действования Божии, или благодать Божия (это все одно и то же) это Сам Бог, а думает, что это просто нечто низшее Бога, какая-то тварь. Вот такие люди анафематствуются. И нам важно это и в личном своем благочестии понимать, что именно с Богом непосредственно мы имеем дело, когда мы молимся, когда мы призываем имя Его, потому что, призывая имя Божие, мы призываем нетварное действие Божие, пребывающее в имени, и тем самым наш ум освящается, а через него и все наше естество освящается и соединяется с Богом через призывание имени Божия, т.е. через молитву. Но также мы должны понимать и сейчас это, когда хотим разобраться в догматике.

Потому что, к сожалению, дореволюционная Русская Церковь не потому пала, что она была праведная, а Господь хотел сотворить зло русскому народу, а из-за другого — потому что там было много всяких грехов, и доходило дело уже перед самой революцией до того, что и в догматике тоже стали происходить нарушения. И Господь не потерпел этого. И действительно, в Русской Церкви издавались книги, даже еще в начале XX века, тем более в XIX-м, где св. Григорий Палама — страшно подумать — назывался еретиком. И даже в "Настольной книге священнослужителя" начала ХХ века — она выходила в двух таких очень толстых томах, — там две статьи упоминают Григория Паламу, и одна называет его еретиком, а другая, правда, называет православным и святым. Это все один автор написал — видимо, совершенно не соображал человек, что писал. А эта книга стала учебником для всего духовенства. Что можно ожидать от такого духовенства после этого?.. И это несмотря на то, что продолжали переиздавать Постную Триодь, главную богослужебную книгу во время Великого поста, где этот праздник св. Григория Паламы оставался. Правда, можно заметить, что никогда не проповедовали иерархи о св. Григории Паламе: они начинали что-нибудь про Евангелие рассказывать, про этого расслабленного, но почти никто из них не рассказывал, кто такой Григорий Палама, — не потому, что они были какими-то врагами св. Григория Паламы, а просто потому, что они сами не знали.

К сожалению, от такого богословского невежества один шаг до ереси. И действительно, дело дошло до того, что в 1913 году Российский Синод, думая искоренить, как ему казалось, ересь, принял такое постановление, где прямо говорил, что энергии Божии, Божественность не являются Самим Богом, т.е. говорил прямо то, что анафематствуется в Синодике в Неделю Православия. Но надо напомнить, что Синодик этот тоже в церкви не читали, еще со времен Екатерины II, по причине ее злочестия. И мало того, что эти богохульные слова были в постановлении Синода, но было еще сказано, что якобы так учил св. Григорий Палама. Т.е. хула была вознесена и на святого. Но конечно, св. Григорий Палама не только так не учил так, а прямо писал, что "энергия Божия есть Бог и Сам Бог". Это буквально из одного из его писем.

И какого богословия можно после этого ожидать и хранения православия? Конечно, именно поэтому такое несчастье постигло Российскую Церковь, если это можно назвать несчастьем, потому что вся церковная организация просто была уничтожена. Остались развалины ее, частью в Катакомбной Церкви, а частью за границей. И конечно, сейчас, когда Церковь в России все-таки возрождается, несмотря ни на что, хотя это и не происходит так, как о том рапортует Московская патриархия, но тем не менее, это происходит — иначе мы бы здесь не были, не было бы у нас храма, — мы должны думать, чтО мы возрождаем. Возрождать нужно Православие. И если до революции были грехи и были отступления от православия, то те, кто их совершил, были наказаны, и если мы будем совершать то же самое, то мы будем еще больше наказаны. Потому что, имея перед глазами их пример, мы не имеем уже их извинения незнанием. И Господь, конечно, если мы не будем стоять за истину Православия, взыщет с нас гораздо строже. Если он не пощадил дореволюционной Церкви, то подавно Он не пощадит и нас. И правильно сделает.

И поэтому будем думать о том, чтобы нам остаться в православии, будем молить об этом Бога. Будем сами стараться не отступать и во всем, что касается общецерковной жизни тоже будем стоять на страже православия. Мы должны помнить, что кроме святых отцов никаких авторитетов в Церкви нет, — нету никаких авторитетов соборов, синодов, и епископов, и священников, если они противоречат святым отцам. Если они противоречат святым отцам, то они только грешат, и те, кто за ними идут, сами погрешают и отпадают от Церкви, в конечном итоге. Поэтому молитвами всех святых и наипаче празднуемого сегодня св. Григория Паламы, Господь да подаст нам благодать Свою нетварную, которая есть Он Сам, которая даруется призыванием имени Божия, которая даруется каждому из нас во внутренней молитве, если мы причащаемся и находимся в Теле Христовом. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz