На смерть Лазаря.
Слово в среду ваий

(11/24.04.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний день, то есть в среду, которая уже закончилась, умер Лазарь. И теперь мы ожидаем субботы, когда он воскреснет. А все эти дни — вот уже начавшийся четверг, пятницу и часть субботы — он будет лежать в гробу. И для нас, конечно, для всех должно быть особенно хорошо знакомо в духовном отношении это нынешнее мертвое состояние Лазаря. Потому что мы смотрим на себя, какие мы, и что мы совершенно не меняемся к лучшему. И мы пытаемся говорить на исповеди какие-нибудь наши грехи, а потом остаемся всё в тех же самых грехах. И конечно, мы вполне правы, когда думаем, что такое наше состояние — мертвое.

Но как нужно относиться к мертвому? Вот об этом нам и говорит пример Лазаря. Потому что если для безбожников мертвое — это то, что уже закончилось, и чему уже ничем нельзя помочь, — то мы, если тоже будем так думать, будем ничем не лучше безбожников. И как раз тогда вот практически мы и станем безбожниками, потому что вот это и есть безбожное поведение. А что мы должны делать? Мы должны верить, что Господь именно может мертвого воскресить и не просто мертвого может воскресить, а может воскресить такого мертвого, как Лазарь, который уже смердит — четыре дня пролежал в южном климате, и даже просто нельзя было открыть пещеру, куда его положили, от запаха. И тем не менее, Господь его воскресил. И даже не помешало ему выйти из пещеры то, что он был по рукам и ногам стянут погребальными пеленами. И вот, в это мы должны верить — если мы вообще верим в Бога, верим во Христа, что Он это совершил, — и понимать, что по отношению к нашей душе тоже будут постепенно изменения.

Но конечно, если нам ждать этих изменений и верить, то может быть, просто нам трудно удержать ум от рассеивания. Потому что, чтобы действительно бы мы молились перед мертвым, нам для этого необходимо понимать, что мы действительно мертвы. А сознание собственной мертвости — оно настолько тяжело переносится человеком, что человек стремится от него отвлечься, его внимание переключается на все подряд, и поэтому человек забывает таким образом, что у него есть потребность молиться, и он перестает молиться. И именно из-за этого мы перестаем молиться над мертвым Лазарем, каковым является наша душа, и теряем понапрасну время. Но потом, если вспоминаем, то все-таки мы тогда используем хотя бы частично то время, которое у нас есть.

А для того, чтобы все время молиться над собственной душой, как над Лазарем, нужно иметь все время эту картину мертвости души и картину того, что ничто в мире, что может случиться, хорошее, а также и ничто, естественно, плохое, никак не повлияет на эту картину нашей души. Потому что если нас какое-то счастье постигнет в мире, то тогда нам будет очень трудно не придать всех своих помыслов этому самому счастью, и мы будем совершенно уже выведены из равновесия. Если случается несчастье, то нам тоже трудно как бы в духовном смысле не упасть в обморок и не отупеть и вообще не перестать что бы то ни было соображать. И мы все время понимаем, что даже если сейчас с нами ничего не случилось, то может случиться в любой момент. И таким образом, мы видим абсолютную невозможность для нашей души воскреснуть. Потому что ничто, никакое внешнее изменение не может быть ей на пользу — ни радость, ни горе.

И вот, если мы это видим действительно, то мы должны не в отчаяние приходить, а понимать просто, что наша душа именно в таком состоянии, как Лазарь, которому совершенно уже ничто не могло помочь внешнее — ни радость, ни горе. И мы должны только держать это сознание (нельзя даже назвать это просто мыслию), и тогда вот мы будем постоянно молиться, тогда мы будем понимать, что у нас есть о чем непрестанно молиться Богу. Потому что мы обычно не молимся Богу непрестанно потому, что у нас нет непрестанной потребности Ему молиться.

Потому что Бог нас иногда интересует, а чаще и не интересует. И когда Он нас не интересует, мы еще можем себя заставлять некоторое время, как попугаи, что-то повторять (может быть, даже это и полезно в какой-то степени), но непрестанной молитвы от этого не будет. А непрестанная молитва будет только тогда, когда у нас будет все время перед нашими душевными глазами непрестанная потребность молиться. А она тогда и будет, когда мы будем понимать, что у нас внутри — мертвый, которого Господь хочет воскресить. Спаси, Господи!

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz