Слово в Великую Субботу

(21.04/4.05.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Богослужебно мы уже сейчас закончили Великую Субботу и начали уже богослужение самого дня Воскресения Христова — того дня, когда Христос воскрес, хотя еще не наступил тот момент этого дня, когда Христос воскрес. И именно поэтому сегодня в богослужении — мы его совершили утром, а по уставу его положено совершать вечером, просто немощи ради человеческой переносится так вот на утро, потому что по уставу сегодня надо было бы тоже до вечера не есть, при том, что вчера надо было вообще не есть, и сегодня вечером бы служба, и потом бы вечером немножко поесть, и потом ночью опять служба; но у нас все это более человеколюбно сделано, к сожалению, может быть, — но мы, тем не менее, начали уже праздновать воскресный день. Именно поэтому уже белое праздничное облачение, а отложено уже черное постное. Именно поэтому мы сейчас за литургией читали Евангелие о самом воскресении Христовом. Именно главное Евангелие пасхального дня уже прочитано сегодня. Потому что то Евангелие, которое будет читаться ночью, оно уже будет не о воскресении Христовом, потому что об этом уже прочитано и известно, а о том, что Христос — это Божие Слово. Там будет поэтому читаться начало Евангелия от Иоанна, а не о воскресении Христовом.

И сегодня в богослужении самый главный момент: «Да молчит всякая плоть». Конечно, мне почему-то именно сегодня пришлось, видимо, из-за любви к куличам, особенно много в буквальном смысле настаивать на исполнении этих слов, чтобы не разговаривали во время службы, а желательно и не шуршали бы ничем, потому что все это можно и потом сделать. А главный смысл, конечно, все-таки духовный. Приближается праздник Пасхи. Праздник у нас связан с чем-то таким шумным и веселым. отчасти даже это и правильно, потому что даже богослужения пасхальные, как мы через несколько уже часов, Бог даст, убедимся, — они такие действительно живые и веселые. Но все-таки христианское празднование, как и христианский пост, как и вообще все христианское, как вся христианская жизнь, — оно состоит в молчании: внутри надо всегда иметь некоторое безмолвие, которому особенно учит нас сегодняшний день. Потому что только в безмолвии души мы можем помолиться. Только в безмолвии души мы можем обратить к Богу молитвы, причем любые — и покаянные, и благодарственные, и праздничные, и постные; и вообще если у нас нету некоторого безмолвия в душе, то мы просто и не молимся. И только для того, чтобы нам помочь держать это безмолвие, только для того существуют все очень различные между собой богослужения и разные типы даже богослужений. Потому что было у нас сейчас все время постное богослужение; для чего оно нужно? — Чтобы нас научить некоторому внутреннему ограждению себя от всего постороннего, т.е. для безмолвия. Но сейчас будут праздничные богослужения, и они тоже будут для безмолвия. Потому что мы должны научиться радоваться так, чтобы не забывать в этой радости себя, даже если эта радость по какому-нибудь и божественному поводу. Потому что если мы начнем в какой бы то ни было радости забывать себя, то повод этой радости подменится. Может быть, мы начнем радоваться и о чем-то духовном и хорошем, но получится, что мы будем радоваться чему-то житейскому — например, своей собственной радости, что у нас хорошее настроение. Это уже само по себе есть падение, только мы его не заметим, но после этого будет еще худшее падение, потому что бесы — они сначала увлекают, как во всякий грех — сначала он сладок, — сначала увлекают радостью, а потом ввергают в отчаяние, и тогда уже настроение падает гораздо ниже нуля. И не надо нам быть заложниками падений своих настроений. А для этого не надо быть заложниками и всплесков своих настроений.

По поводу Пасхи наша радость не должна быть эмоциональной. Она должна быть внутренней и духовной, т.е. основанной именно на этом безмолвии. Мы все время не должны забывать себя, как это называется в народе; а точнее говоря, уже более богословски, мы не должны забывать молитву. Потому что без молитвы у нас не может быть никакой радости, кроме скотской. И никакой, честно говоря, и скорби, кроме скотской. Поэтому мы люди только тогда, когда мы имеем молитву, потому что тогда мы исполняем предназначение человека. А если мы не молимся, то мы живем не так, как должен жить человек, не так, как он создан, а живем по-скотски. Поэтому вот сейчас постараемся и подготовиться, как должно, к Пасхе, а подготовиться — это прежде всего опять подготовиться к причастию. Если кто-то причащался сейчас, это очень хорошо, но причащаться все равно надо на Пасху еще раз. и потом провести пасхальную седмицу — это особый такой период, когда совсем нет поста, но зато надо стараться придти в храм и тоже подготовиться к причастию и причаститься, хотя и совсем без поста, и у нас будут службы на Светлой седмице, — и потом уже весь год жить вот с этим самым пасхальным праздником, который, впрочем, все равно занимает 40 или даже 50 дней до Троицы. И чтобы был и праздник, и внутренний пост, т.е. внутренне у нас всегда в душе должен быть и праздник, и пост, и Господь да подаст нам для этого то безмолвие, о котором говорит сегодняшняя Великая Суббота. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz