(22.04/5.05.2002)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы празднуем Воскресение Христово, т.е. победу над смертью. Но что это за победа над смертью, если мы все равно потом умираем? Это победа, которая, прежде всего, дает нам надежду воскресения, надежду точную, что мы воскреснем в своем теле. Это победа над смертью, что душа наша не погибнет во аде, если мы будем со Христом. Это победа над смертью не только после того, как мы уйдем в мир иной, но и тогда, когда мы еще живем здесь, потому что еще здесь мы можем — и главное, должны — почувствовать воскресение нашей души прежде еще всеобщего чаемого воскресения. И как это бывает? А это бывает тогда, когда радость воскресения остается с нами совершенно всегда, и когда она никогда не кончается, т.е. не только в день праздника, но и во все остальные дни нашей жизни.
Как это бывает внутренне? Внутренне это бывает так, что мы имеем постоянно память Божию. Мы никогда не чувствуем себя оставленными, мы никогда не бываем одни. Даже в наших грехах мы не бываем одни, потому что в грехах мы исповедуемся перед Богом, Который здесь и сейчас присутствует, и Которому мы говорим: «Господи, помилуй мя грешнаго!» И в радости мы тоже не бываем одни, и никогда мы не бываем одни, потому что всегда мы исповедуемся перед Богом, говоря: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» И вот, мы должны как можно лучше понимать, что радость пасхальная и та радость, которая может быть всегда у нас, она никак даже не может быть радостью эмоциональной. Потому что эмоциям свойственно меняться: сегодня мы радостны, завтра мы печальны… И если мы вообще будем интересоваться тем, радостны мы или печальны, то жизнь наша будет ничтожная и очень плохая. А мы должны иметь другую радость, которая гораздо глубже всех эмоций. Потому что радость человека делает скотом — я имею в виду именно человеческую, эмоциональную радость. Потому что радостный человек, который чувствует себя счастливым, он, уже в силу того, что он счастливый, — мы уже можем сказать, что его не трогает горе окружающих. Потому что сколько вокруг всяких несчастий, а чтобы чувствовать себя счастливым, надо о них забыть. Это свойственно — вот так вот не чувствовать несчастья ближнего — исключительно скотам. Потому состояние счастья для человека — я имею в виду житейское счастье, за которым многие по неразумию приходят в Церковь, — это состояние скотское и не имеет никакого отношения к пасхальной радости. В то же время в миру многим свойственно безутешное горе и такое все прочее, и отчаяние, которое является большим грехом и которое также является порождением безбожия. И это тоже не может быть свойственно православному человеку. Потому что ничто не может совершиться такое, в чем не было бы надежды на Бога. А уж смерть, о которой больше всего огорчаются обычно безбожники, — она в наименьшей степени может нас огорчить.
И как раз сегодня мы к пасхальной нашей радости имеем именно такую иллюстрацию. Потому что когда наш крестный ход заходил в храм, машиной сбило прямо вот у нас на глазах молодого человека 23–24-х лет, сбила насмерть сразу, потому что перелом шейных позвонков, и осталась молодая жена, осталась вдовой в таком молодом возрасте. Конечно, все это большое несчастье. и если бывает, что человек, подвизавшийся всю жизнь, умирает в пасхальную ночь, это как бы в народе считается признаком праведной кончины. Но когда вот такая внезапная смерть, это конечно никак не может радовать. И вот, мы можем понять, как мы можем сострадать вот этой семье, которая осталась без отца семейства в таком молодом возрасте. И тем более, такой праздник для них, конечно, — здесь уж можно сказать это слово — омрачился. И что там его родители будут думать, которые, наверное, живы, по крайней мере, один из них уж наверняка жив. И вот, можно ли безмятежно веселиться, когда вокруг происходит такое? Причем это просто событие, которое случайно попало в поле нашего внимания. А если мы даже, многие из нас могут просто вспомнить какие-то обстоятельства своих близких людей или хотя бы знакомых, которые тоже оказываются такими. И те, кто не может даже этого вспомнить, те все равно понимают, что такое совершается ежесекундно в мире. Т.е. сплошное горе. И как в этой ситуации можно безмятежно радоваться? Только одним способом — если совершенно забыть о своем, так сказать, человеческом естестве и стараться жить, как скоты. Действительно, когда мы видим стадо скотское, то там периодически кого-то отбирают на заклание, но остальные радуются, если у них есть трава и что там им еще надо для пропитания. И люди так жить не должны. И потому, вот, подобные несчастья — они никоим образом не должны уменьшать пасхальную радость, но они не должны давать нашей радости как бы быть эмоциональной. потому что пасхальная радость — она как раз и для этого новопреставленного, которого, конечно надо поминать об упокоении, конечно, эта пасхальная радость является залогом и его воскресения и того, что может быть, вот и нашими молитвами, членов истинной Церкви, Господь его и помилует. И по крайней мере, мы со своей стороны уж точно можем что-то для этого сделать.
Но конечно, мы должны понимать, как и наша собственная жизнь скоротечна, что какой смысл радоваться, если завтра кто-нибудь из нас погибнет, или кто-нибудь из наших близких погибнет. А то, что это произойдет очень скоро — это совершенно точно. И поэтому пасхальная радость — она должна быть для того, чтобы нас поддерживать в памяти Божией и в молитве, чтобы мы предавали свою жизнь Богу, понимая, что больше Бога нас не любит никто; в том числе и любого из людей — больше, чем Бог, его никто не любит: ни его мама, ни его папа, ни дочка, ни сын, и так далее. И вот, здесь мы не понимаем, в чем состоит любовь Божия, но тем не менее, мы знаем, что она больше всего, что мы можем себе помыслить. И мы должны ей доверять. Вот этому учит нас пасхальная радость. А не всяким дурацким радостям вроде объесться куличей, да напиться.
И мы должны поэтому все время помнить, что, как говорится в народе, все под Богом ходим, стараться каждый раз готовиться к смерти. Если мы готовимся к празднику, то мы должны готовиться к смерти, особенно к празднику Воскресения Христова, которое происходит через смерть, — потому что если нет смерти, то не может быть и воскресения. И вот, помня о смерти, наипаче помня о смерти собственной и наипаче в дни праздников, а также о смерти всех наших близких, которые непременно умрут, и многие из них умрут еще при нашей жизни, мы должны вот тогда действительно радоваться пасхальной радостью, в которой есть надежда, надежда на всеобщее воскресение и на то, что у Бога все живы. Аминь.
Обсудить
можно
|