то им Церковь не нужна, и потому не причащаются и не исповедуются. К сожалению, все гораздо тоньше. Потому что можно быть формально членом даже и истинной Церкви, а внутренне все равно ее отвергаться. Тут можно сказать так: если мы отвергаемся от Христа через какие-то наши невольные грехи или по увлечению, то это все-таки не является радикальным отречением, и Господь не будет нас за это судить как людей совершенно греховных и отпадших (хотя, конечно, в подобных отпадениях проявляются наши многочисленные греховные слабости); но если мы будем себя оправдывать в этих слабостях, говорить, что сейчас не нужно подвизаться так, как это делали святые отцы, а хорошо уже и то, что мы делаем то-то и то-то, и за это нам уже все, а наипаче Господь Бог, должны быть благодарны, - то тогда, конечно, мы рискуем сильно ошибиться. Потому что тогда, конечно, Господь будет нас судить так, как современных его земной жизни иудеев, которые были членами Ветхозаветной Истинной Церкви и верили в Бога, но только не хотели исполнять Его заповеди, главная из которых состояла в том, чтобы принять Христа. Но они не захотели Его принять и не приняли - и таким образом они отвергли Царствие Небесное. Вот это то, что угрожает всем нам.

Поэтому не будем относиться к Церкви легкомысленно. Конечно, если мы вообще не причащаемся, то мы не должны говорить, что мы верующие, дома молимся и верим в то, что сказано в Евангелии, "а главное - что в душе". Конечно главное - что в душе; но что может быть в такой душе, которая не питается церковными таинствами? Она может только уподобиться гробу повапленному, т.е. покрашенному, который внутри исполнен всякого трупного гниения. А если мы все-таки в Церковь пришли и участвуем в таинствах, то мы не должны успокаиваться на этом, потому что пока мы не отошли в Царствие Небесное, пока мы живем в этому удобоизменчивом мире, мы и сами удобоизменчивы, и не должны себе доверять, даже если мы уже стали святыми - а ведь мы, поди, еще и не стали ими. Однако Господь да подаст нам молитвами всех святых, в том числе и наших усопших православных предков, все-таки оказаться вместе со святыми и в сем веке, и в будущем. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz