(29.05/11.06.2002)
Христос воскресе!
Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга этим пасхальным приветствием. Сегодня мы собрались для того, чтобы последний раз в этом году услышать пасхальные песнопения и отслужить пасхальную службу. Праздник Пасхи на этом заканчивается, на 40-й день, который в эту среду наступает. Но конечно, как всякий праздник, так прежде всего самый главный христианский праздник Пасхи существует для того, чтобы внутри он у нас продолжался весь год. А праздник Пасхи — это праздник Воскресения. И значит, Воскресение Христово должно все время совершаться в нашей душе, потому что, если этого нет, то мы и не христиане; этого может не быть только тогда, когда мы от Церкви отпадаем.
Конечно, не может быть речи ни о каком Воскресении Христовом и вообще ни о каком участии в жизни Христа, тем более в Его Воскресении, применительно к тому человеку, который отпадает от Церкви, который не причащается в Истинной Христовой Церкви, а не в экуменической какой-нибудь ереси, истинных Святых Христовых Таин. Но если человек это и делает, то он все равно, может быть, отпадает от Церкви. Потому что мы участвуем в Воскресении Христовом не только тогда, когда мы телом причащаемся, хотя это и необходимо, но тогда, когда мы причащаемся умом, т.е. нашей душой, самим нашим духом. А мы это делаем только тогда, когда мы молимся. И если в нашей душе есть память Божия, если мы в душе все время творим молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» — или как-нибудь покороче хотя бы, или вообще хоть как-нибудь, или хотя бы у нас просто есть какая-то память Божия и мы на Боге сосредоточены, а не на чем попало, — то тогда можно надеяться, что мы участвуем в Воскресении Христовом, и что действительно мы продолжаем праздновать Пасху, что мы ее истинно праздновали в то время, когда она была по календарю; а если мы ее праздновали по-христиански в то время, когда она была по календарю, то мы будем ее праздновать весь год, но уже не по временному календарю, а по внутреннему, если можно так выразиться, календарю нашей души.
Если же мы
просто собираемся что-то попраздновать, как в светских делах это бывает, — вспомнить,
чтобы потом забыть, а потом опять вспомнить, а потом опять забыть, — то тогда,
конечно, мы не участвуем в празднике Пасхи. Если мы печалимся, что прошли эти
дни, то это тоже глупая печаль, потому что если они для нас прошли, то надо
просто понимать, что они для нас и не начинались. И жалеть надо о том, что они
для нас не начинались, а не о том, что они прошли. Если же они для нас по-настоящему
начинались, то они и не прошли, и они всегда с нами останутся, и поэтому тоже
жалеть не надо. И потому, вот, как всякий праздник, так особенно праздник Пасхи
— это тот праздник, который либо никогда с нами не бывает, либо всегда с нами
остается. И да подаст нам Господь участвовать в Его Воскресении. Аминь.
Обсудить
можно
|