Слово на Рождество св. Иоанна Предтечи

(24.06/7.07.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшний день мы совершаем воспоминание Рождества Иоанна Предтечи, и в этот день вспоминается и все служение Иоанн Предтечи. В чем же его значение? Разве мало было в Ветхом Завете пророков, которые все более или менее ясно вещали о Христе? И основные пророчества о Христе, по которым Его и узнали те, кто в Него уверовал, были сказаны пророками задолго, за много веков до Иоанна Предтечи. Зачем нужен был еще один пророк Ветхого Завета? Ведь очень многое из того, что он сказал, было просто повторением того, что и раньше говорили пророки, того, что написано в Законе Моисеевом; и то, что он проповедовал, было просто напоминанием Закона Моисеева людям, которые от него отстали; и покаяние, которую приносили Богу люди перед Иоанном Предтечей, когда принимали от него крещение покаяния, — это было именно покаяние в тех грехах, которые люди совершили против Закона Моисеева, тем, что нарушали Ветхий Завет. Если даже и нужен был такой пророк до Христа, чтобы как-то напомнить людям Ветхий Завет, то почему все-таки такое большое значение предается Иоанну Предтече? — а оно очень большое, потому что Сам Господь сказал, что он больший всех, рожденных женами. Конечно, это не только потому, что он был ветхозаветным пророком, не только потому, что он был последним из этих пророков, и даже не только потому, что он жил уже во время земного пришествия Спасителя. А было в его проповеди нечто очень важное, что, конечно, присутствовало в проповеди каждого из ветхозаветных пророков, и в самом законе ветхозаветном это тоже присутствовало, но что было наиболее прямо сказано Иоанном. Он показал на Христа как на Того, Кто уже пришел, как на Того, ради Которого и был когда-то дал закон, чтобы людей подготовить к этому, к принятию этого Мессии.

Но чтобы нам лучше понять, для чего Иоанн Предтеча нужен был тогда, мы должны лучше понять, для чего нужна его проповедь нам сейчас. Потому что не надо думать, что только в истории человечества был нужен сначала Ветхий Завет, а потом Новый. Но в истории жизни каждого христианина, каждого отдельно взятого христианина тоже бывает так, что сначала Ветхий Завет, а потом Новый. И поэтому если человеческому роду для перехода от Ветхого Завета к Новому нужен был Иоанн Предтеча, то то же самое можно сказать о каждом из нас, и потому значение Иоанна Предтечи в христианскую эпоху для церковных людей не стало меньше. И в чем же все-таки состоит это значение? А вот в чем.

Когда мы исполняем Закон Моисеев, т.е. в широком смысле слова Ветхий Завет, мы избегаем таких грехов, за которые мы получили бы наказание. Т.е. мы избегаем каких-то вещей, несовместимых со спасением души. Но ничему другому Ветхий Завет нас не наставляет, потому что спасение состоит не в том, чтобы просто избежать наказания, а это есть принятие Бога. Мы хорошо знаем, что спасается тот, кто становится членом Церкви, членом Тела Христова, а проще говоря, спастись — это значит стать Богом. Не надо думать, что только святые становятся Богом по благодати, а все остальные, кто спасается, спасаются как-то иначе. Такое заблуждение встречается, и если на нем последовательно кто-то настаивает, то оно является ересью, потому что святые говорят, повторяя, в частности, особенно часто слова одного святого отца, Дионисия Ареопагита: «Спасение же ничто иное есть, кроме как обожение спасаемых», — т.е. спасение просто не может ни в чем другом состоять, кроме того, чтобы нам стать Богом. Но если человек по страху наказания избегает каких-то дурных дел, то, конечно, он поступает хорошо, без сомнения; но становится ли он от этого Богом? Никто никогда этого не говорил и помыслить не мог. И Ветхий Завет такую награду за то, что исполняются его постановления, никогда не обещал, он только угрожал наказанием за их нарушение и, соответственно, обещал отсутствие наказания, если заповеди будут исполнены; он обещал блага, во многом даже земные блага; но окончательного спасения ветхозаветная жизнь доставить не могла, о чем многократно говорится в Новом Завете, например, в Послании к Евреям Апостола Павла. А для того, чтобы Ветхий Завет послужил нам на пользу, мы должны добровольно и по собственной любви принять Христа, принять Бога, — а это не то, чтобы просто избежать наказания и отвратиться от всяких злых дел. И только в этом был смысл Ветхого Завета.

И вот, почему иудеи в большинстве своем не приняли Христа? Мы часто говорим о начальниках иудейских, которые в пришествии Мессии ожидали какого-то земного торжества для своего народа, и потому обманулись, что они не того ожидали. Действительно, из-за этого обманулись князи израильские; но ведь нельзя это повторить о простом народе, который, в общем-то, никогда не живет такими глобальными идеями, как торжество народа, мировое господство и тому подобные вещи. Они живут своими бытовыми интересами, и потому сказать, что они, вот именно эти простые люди, из-за своих надежд на мировое господство отвергли Христа, — это будет совершенно неправильно. Из-за этого только какие-то амбициозные люди или, по крайней мере, израильские вожди могли отвергнуть Христа, но большинство людей поступили так совершенно не поэтому, а по другой причине — потому что им дороже всего было их домашнее благополучие: «чтобы дети были здоровы, чтобы у меня был дом, чтобы у меня был какой-то материальный достаток, и чтобы я мог кормить своих детей». И вот, только этим и живет большинство людей.

Действительно, когда мы видим ветхозаветные заповеди, то мы часто там встречаем такие обещания: если ты это исполнишь, то тогда вот это ты получишь или, по крайней мере, скорее всего получишь; а если ты нарушишь эти заповеди, то очень вероятно, что уже на земле ты получишь наказание. И действительно, мы видим, что когда Господь еще в Ветхом Завете наказывал народ израильский за всенародное отступление от Бога, то эти наказания касались именно земной жизни: люди лишались благополучия, их уводили в рабство, и в крайних случаях многие из них лишались жизни — но опять же, земной жизни. А Новый Завет здесь еще совершенно ни при чем. Новый Завет начинается тогда, когда человек думает о чем-то ином, нежели материальное благополучие, когда он ищет Бога не потому, что ему Бог нужен для устройства каких-то земных дел, а потому, что ему нужен Бог. Вот, только тот, кому нужен Бог, тот может стать Богом, тот может спастись. А человек который интересуется Богом, верует в Бога — и даже не так, как бесы в Него веруют и ненавидят, а он, может быть, даже и с симпатией к Богу относится, — но с еще большей симпатией, чем к Богу, этот человек относится к каким-то своим делам, своим родственникам, детям, родителям, мужу, жене и т.д., — такой человек просто сам не хочет быть Богом. Он хочет быть собой, со своими родителями, со своими детьми, со своим материальным благополучием, со своими интересами: может быть, с какими-то любимыми книжками, любимым времяпровождением, любимым приходом, храмом, где можно, так сказать, встретиться со знакомыми и приятно постоять на службе… И вот, кто хочет всех этих вещей, тот, может быть, что-то из этого получит, может быть, многое получит или почти все. Но ни в коем случае за это никто не получит спасения души. И на это очень легко променять спасение души. И мы должны все время ловить себя именно на этом: не променяем ли мы спасение своей души вот на такие вещи — то ли не важные, то ли, может быть, и важные, но с весьма ограниченной важностью, ограниченной земным.

И вот, проповедь Иоанна Предтечи и заключалась прежде всего в раскрытии смысла Ветхого Завета. Да, конечно, в основном он говорил о том, что надо отвратиться от грехов, именно от тех грехов, которые указаны и запрещены в Ветхом Завете. Но самое главное, что было в его проповеди, это цель, ради который был дан Ветхий Завет — а именно, приготовить людей к принятию Бога, Который уже пришел как раз тогда, когда проповедовал Иоанн Предтеча. И вот поэтому проповедь Иоанна Предтечи должна постоянно звучать и для каждого из нас, потому что все мы оказываемся в положении людей, которые жили во время земного пришествия Господня. Потому что земное пришествие Господне для тех, кто пришел в Церковь, продолжается. Потому что Церковь продолжает существовать на земле, это Тело Христово, и следовательно, это земное пришествие Господне. Для того, чтобы нам действительно принять Христа, а не что-то совершенно другое, мы должны следовать за Иоанном Предтечей, и не только следовать его проповеди покаяния в тех грехах, которые были уже обличены Законом Моисеевым, а следовать прежде всего тому, что он указывает как главную цель: что Бог нам нужен именно ради Самого Бога. Потому что если мы хотим спастись, мы, значит, хотим стать Богом, а для этого нам должен быть нужен Бог, а не какие-то вещи, которые мы при помощи Бога надеемся получить и даже на самом деле получаем.

Господь да сподобит нас, вслед за Иоанном Предтечей, пойти туда, куда и вел народ Божий святой Предтеча Господень Иоанн. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz