(29.06/12.07.2002)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Почему они первоверховные? очень многие люди не задумываются над этим словом, а если задумываются, то они часто приходят к выводу, будто бы среди Апостолов именно эти Апостолы были главными. И к такому выводу можно придти только по своей вопиющей безграмотности. Потому что кто был среди Апостолов главным — об этом надо не выдумывать самим, а читать в книге Деяний апостольских, где совершенно ясно написано, что главной была Иерусалимская община, которую возглавлял Апостол Иаков. И Иаков, который был братом Господним по плоти и даже не был одним из 12 Апостолов, и был самым главным и старшим по званию среди Апостолов. Но не его называет Церковь первоверховным. Вот в этом-то и состоит одна очень важная особенность устроения именно христианской Церкви.
Про Апостола Иакова мы знаем, что он имел еще ветхозаветное священство, — об этом говорится в Преданиях церковных. И его главенство было настолько общепризнанным, что для разрешения спорных вопросов те же самые Апостолы, включая Павла, обращались именно к нему, как ко главе Иерусалимской общины. Об этом написано в Деяниях апостольских. В Церкви была иерархия, во главе которой стоял Апостол Иаков. Но хотя эта иерархия и была, хотя она была важна, хотя именно Апостола Иакова вопрошал Апостол Павел о том, как ему поступать, и потом исполнялось то решение, которое было принято Собором Апостолов, возглавлявшимся Апостолом Иаковом, а не Павлом и не Петром, — но все-таки не его называют первоверховным, и в Церкви существует другая иерархия, кроме этой, которая оказывается гораздо более важной. Что это за иерархия?
О значении этой иерархии говорит сегодняшнее Евангельское чтение; правда, оно говорит только об Апостоле Петре. Когда Господь спрашивает учеников: «За кого Меня считают люди?» — и они говорят, что одни считают за одного пророка, другие за другого, одни за Илию, другие за Иеремию, третьи за Иоанна Крестителя; и тогда Он спрашивает: «За кого вы Меня считаете?» — и Петр отвечает: «Ты еси Христос, Сын Божий», — после чего Господь и говорит ему эти слова: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей». И вот, значение этих слов многократно объяснялось святыми отцами; особенно многократно это пришлось делать потому, что находились люди — а именно, римские католики, — которые говорили, будто бы таким образом Господь указал на значение какого-то места, города Рима, как первого места в христианской Церкви. Но мы знаем, что, конечно, этого быть не могло, потому что в первые десятилетия, прошедшие после воскресения Господня, таким местом был отнюдь не Рим, а Иерусалим, и вообще не может быть какого-то места, которому навсегда может принадлежать первенство в христианской Церкви. И даже Иерусалиму, который его получил в первые десятилетия бытия христианской Церкви, оно тоже принадлежало не так уж и долго, а потом переходило в разные места, в том числе и в Рим. Но это не означает, что таков был смысл слов Христовых. Святые отцы объясняют настоящий смысл этих слов так: правое исповедание веры — это то, на чем стоит Церковь Христова. Правое исповедание веры — это именно то, что высказал Апостол Петр перед тем, как Господь ему ответил этими словами; то есть это исповедание, что «Ты еси Христос, Сын Божий». И поэтому, как говорят святые отцы, всякий верный, который истинно исповедует Иисуса Христа, тоже становится Петром в этом смысле, и на нем Господь созидает Церковь.
А если мы обратимся к Апостолу Павлу и посмотрим, почему он первоверховный, то сразу ясно, что хотя он и не был одним из 12 апостолов, но зато он был главным Апостолом язычников, через него проповедовалась вера. Т.е. исповедание Петрово, на котором стоит Церковь, через Апостола Павла более, чем через всех других Апостолов (хотя все Апостолы потому и называются Апостолами, что они проповедовали Евангелие, но более всех в этом потрудился Апостол Павел), через него это исповедание распространилось по всей вселенной.
И вот, что же это такая за иерархия? Сразу понятно, что к этой иерархии, в которой первоверховными являются Апостолы Петр и Павел, причастны не те, кто имеет какое-либо священство, не те, кто почтены саном епископства или священства (хотя эти Апостолы, как и все Апостолы, считаются первыми епископами), а все вообще православные христиане. И действительно, если мы дальше углубляемся в святоотеческое учение о священстве в Церкви Нового Завета, то мы видим, что в Церкви Нового Завета есть два священства. Первое священство — это то, которым облечены только священники, которые отбираются из лиц мужеского пола, и которые носят священство видимое. И это священство чисто исторически продолжает ветхозаветное священство, хотя, конечно, с необходимыми изменениями, и по сути своей оно является ветхозаветным. Потому что в Царствии Божием никаких священников в таком смысле не будет. Все священники там будут совершенно на том же месте, как и прочие люди. Другое дело, что со священников спросится больше, потому что сейчас они совершают таинства зачастую вопреки тому, что они лично недостойны той благодати, которая им соприсутствует и благодаря которой они совершают все священнодействия. И поэтому они несут большее осуждение, чем миряне. И потому еще Иоанн Златоуст предупреждал, что немногие из священников спасаются. И конечно, человек, который ищет спасения своей души, должен бежать священства, как бежали его все святые отцы; и только немногие, кто уже просто был вынужден и оказывался в крайнем положении, когда дальше бежать от священства было уже явным грехом, или некоторые по простоте в молодом возрасте, или еще, совсем уже немногие, в силу какого-то особенного божественного призвания, которое заставляет людей становиться одних юродивыми, других столпниками, а кого-то, может быть, и священниками, как, скажем, Иоанна Кронштадтского, — вот они только и становились священниками. Потому что для спасения души это хотя и помогает, как всякое служение, которое согласно с волей Божией, но само по себе как раз это такой образ жизни, который для нормального человека категорически не подходит, точно так же, как столпничество и юродство; а надо стараться идти «царским путем» и не дерзать на какие-то великие подвиги, если только не оказываешься в крайнем положении.
Вот, такое священство по сути своей является все равно священством ветхозаветным, и в Царствии Божием его нет как отдельного священства. Хотя мы и говорим, что есть лик святых епископов, лик святителей, или лик священномучеников (это такие епископы, которые мученичество претерпели), но лики святых, которые мы здесь, на земле, различаем, — они в Царстве Небесном все одинаково святые. И поэтому это тоже различие, которое только на земле является различием, а не в Царствии Небесном.
Но есть другое священство, которое святые отцы называют в собственном смысле священством Нового Завета; особенно ясно об этом пишут Максим Исповедник и Никита Стифат. И к этому священству причастны все верные, разумеется, независимо от пола, потому что как раз только в отношении к этому священству и сказаны слова: «Во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский». Про Ветхий Завет этого не сказано, что в Ветхом Завете нет ни мужеского пола, ни женского; наоборот, сказано, что это различие есть и имеет большое значение, в том числе и для священства. Но в Новом Завете его нет, а священником является каждый верный, который в храме своего тела своим умом, или духом (если говорить на более современном языке) совершает священнодействие Богу, т.е. совершает умную молитву. А умную молитву совершает тот, кто не просто молится в своей душе (хотя и это необходимо, но такая молитва, к сожалению может быть и глупой, а не умной, т.е. юродивой), а тот, кто делает это, будучи членом Истинной Церкви, который телесно соединился с истинным Телом Христовым, — т.е. он не только должен причащаться и все время быть в Церкви, но он должен быть в Истинной Церкви, а не в какой-нибудь ереси или расколе. И вот, такой человек обретает истинное священство и исполняет то, что положено по Новому Завету. И об этом священстве как раз один из Первоверховных Апостолов, сегодня празднуемых, Петр, говорит, обращаясь ко всем верным: «вы род избранный, царственное священство». И именно в этом смысле священниками являются все. Не понимают этого протестанты, которые думают, что просто в земном своем бытии все уже просто являются священниками, и поэтому никакое земное священство не нужно. Не понимают этого и многие иудеи, которыми по духу являются, к сожалению, и многие из тех, кто мнит себя православными христианами, думая, что священники, которых рукополагают епископы, действительно значат в духовной жизни что-то большее, чем миряне. Это, конечно, глубокое заблуждение, которое только портят и священников, и мирян через них, потому что если и миряне так думают про священство, то они тогда находят лжепастырей, и даже пастыри более-менее нормальные становятся для них лжепастырями. Но те, кто истинно, в соответствии с выраженным святыми отцами учением Церкви понимают учение о священстве, знают, что есть священство внешнее и священство внутреннее, и именно внутреннее является особенной принадлежностью Нового Завета, и именно по иерархии внутреннего священства Первоверховными Апостолами являются Петр и Павел, а не Апостол Иаков.
Апостол Петр,
как говорят святые отцы, — это каждый из нас, если он стоит на правом исповедании
веры; и можно продолжить эту мысль, сказав, что Апостол Павел — это каждый из
нас, если он истинно свидетельствует свою веру перед миром. Если его вера истинна,
то она сама будет свидетельствовать. И в какой-то мере — ну, не все, конечно,
как Апостол Павел, не все даже, как кто-то другой из Апостолов, но в какой-то
мере все — являются светильниками для мира. В этом смысле Христос говорит уже
всем вообще христианам: «Вы есте свет мира». И поэтому мы должны нести в себе
то священство, от которого мы не должны отказываться и никогда не должны о нем
забывать. Потому что в Ветхом Завете священники в одно время предстоят алтарю,
а в другое время они отдыхают. А в Новом Завете, во внутреннем священстве, мы
все время предстоим алтарю. И поэтому если священники в Ветхом Завете лишь некоторое
время готовятся к своему служению, а в другое время могут как-то и расслабляться,
то ничего подобного в новозаветном служении каждого из нас быть не может. И
поэтому мы должны все время ставить себя пред Богом, все время готовиться к
этому служению и одновременно все время и проходить его — сразу и служить, и
готовиться, и приносить жертвы, которые не начинаются и кончаются через какое-то
время, а постоянно продолжаются в храмине нашего тела. Аминь.
Обсудить
можно
|