(1/14.07.2002)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня наша Церковь совершает праздник, который называется неточно: Всех святых, в земли Российстей просиявших. Потому что на самом деле сегодня празднуется память не только всех святых, просиявших именно в земле Российской, т.е. на территории России, а память всех святых, которые просияли в Русской Церкви. Потому что сегодня совершается не только память святых, которые просияли, скажем, в Грузии и Армении и тоже поминались в службе праздника (это еще была Российская империя), но и память тех святых, которые просияли в Японии и Китае — а эти страны уж никогда нельзя было назвать землей Российской. Сегодня вспоминаются и двести с лишним мучеников, которые в 1900 году пострадали от язычников в Китае во время боксерского восстания, и которые все были китайцами. И однако, они были чадами Русской Церкви. И поэтому на самом деле более точно сказать, что сегодня празднуется память всех вообще святых, независимо от того, где они жили, которые просияли в Российской Церкви за все время — и святым, просиявшим к тому времени, когда праздник был установлен (а это было сделано в 1918 году на Поместном Соборе Российской Церкви), и тем святым, которые просияли после этой даты (а мы знаем, что как раз после этой даты просияли все Новомученики и Исповедники Российские). И когда устанавливался этот праздник, то тоже имелось в виду, что он будет заодно и праздником всех святых, которые просияют уже в ближайших гонениях, и которых уже невозможно будет помянуть и по причине их множества, и потому, что просто обо всех невозможно будет и узнать, и потому, что просто и праздник устанавливать поначалу будет некому (хотя теперь у нас уже есть особый праздник Новомучеников, который был установлен в 1981 году Зарубежной Церковью, и который мы совершаем зимой).
Праздник русских святых объединяет всех, начиная от Апостола Андрея, который, по преданию, приходил в земли, имеющие отношение к Российской империи (во всяком случае, точно можно сказать, что он был на Северном Кавказе); продолжая мучениками епископами Херсонскими (в первые века христианства) и продолжая дальше теми святыми, которые принесли христианство на Русь, которые были здесь замучены от язычников, от неверных (например, от католиков, от иудеев); и продолжая теми, кто свидетельствовал истину в миссионерских трудах, в трудах епископских; и особенно много тех, кто подвизался в монашестве и свидетельствовал о совершенном образе христианской жизни на своем собственном примере, создавая многочисленные русские монастыри, которыми всегда и была так сильна Российская Церковь.
А в Евангельском чтении, которое назначено специально на этот праздник и которое мы сегодня слышали за литургией, содержится такое обращение ко всем христианам — т.е. и к празднуемым святым, в земле Российской просиявшим, и к нам, слушающим сегодня: «Не бойся, малое стадо». И дальше Господь говорит, что хотя истинных христиан будет мало, но никакие мучения не должны нас отвратить от Бога, потому что помощь Божия всегда будет сильнее, и Господь всегда будет с нами. А какие же такие искушения находили на святых, в земле Российской просиявших? Конечно, сразу вспоминаются такие искушения, которые находили на всех святых: на мучеников воздействовали всякие опасности мучений, на преподобных те искушения, которые бывают в монашестве, на князей и царей (святых царей у нас не было, кроме последнего Царя-Мученика, но, по крайней мере, князья были) — те искушения, которые бывают у тех, кто во власти; и здесь нет ничего особенного — все это бывает не только на Руси, но и всюду. Но конечно, особенно большое искушение, которому подверглись многие наши святые — это видеть, как их близкие отступают от православной веры. И особенно чем ближе к нашему времени, тем сильнее было это искушение. Потому что тяжело и не поддаться общему духу и самому не отступить; а если не поддашься, то тяжело не осуждать близких и через это не пасть; а если и этому не поддашься, то просто вообще тяжело это терпеть. И не надо говорить, что у христиан нет ближних, потому что все для них одинаково далекие. В духовном смысле это так, но кроме духовного смысла есть еще телесный смысл, и он тоже по-своему духовный. Ближними нашими являются просто все люди, среди которых мы живем. Боже упаси говорить, что какие-то особенно ближние — это наши родственники или какие-то друзья, или сослуживцы по работе; но вообще все люди, с которыми мы соприкасаемся в жизни, являются нашими ближними, потому что это именно те люди, которым мы свидетельствуем либо истину христианства, либо ложь собственного одержания бесовского, которое мы, может быть, даже принимаем за христианство. И конечно, по отношению к тем людям, с которыми мы как-то непосредственно соприкасаемся, у нас особые обязанности. Это, собственно, все те обязанности, которые у нас есть по отношению к ближним, и которые заповеданы нам в Евангелии. И вот, если несмотря на то, что мы стараемся исполнять наши обязанности, происходит вот такое отступление во всевозможные грехи и пороки, которые несовместимы с христианством, и, наконец, даже прямое отречение от Бога, — это, конечно, самое худшее, что только может видеть христианин в этой жизни, — как вот и нам сейчас труднее всего переживать не какие-то наши физические скорби или то, что у нас не получаются какие-то дела, пусть даже и церковные, а труднее всего переживать, когда кто-то побеждается какими-то пороками так, что или вообще отпадает от Церкви, или не может в нее придти.
И вот, этот крест несли особенно русские святые и особенно в последние века, и много об этом сказано у святителя Игнатия Брянчанинова, которого наша Церковь не канонизировала, но святости ему это нисколько не убавляет, потому что святость святых зависит не от канонизации, а от чего-то более важного; а канонизация нужна только для того, чтобы мы все знали, что такой-то святой — это святой, и чтобы у нас была служба, чтобы его почитать. Именно у святого Игнатия Брянчанинова особенно много написано о нынешнем отступлении, когда каждый должен спасаться в меру сил сам и понимать и смиряться с той мыслью, что больше, чем Бог, мы все равно не можем никому помочь. Больше, чем Бог, никто из нас не может любить наших ближних, и что все, что можно, Господь сделает — в этом мы можем не сомневаться. Но мы должны, конечно, в этом Ему помогать, потому что мы сами должны становиться Его орудием спасения души не только своей, но и ближних, — но при этом понимать, что Господь не всесилен по отношению к свободной воле разумных созданий, которыми являются и мы сами, и каждый из наших ближних; и поэтому надо, с одной стороны, полагаться на Бога, а с другой стороны, смиряться с тем, что выходит, потому что не всегда мы можем радоваться тому, что выходит.
Господь да
подаст нам, взирая на многие примеры русских святых, укрепляться в христианской
жизни, особенно в той христианской жизни, которую нам приходится вести среди
всеобщего отступления, когда и вообще мало людей, именующих себя православными,
а среди этих людей тех, кто реально являются православными, совсем уже мало.
Именно пример русских святых может нас вдохновить на то, чтобы жить в таких
условиях и все-таки спасаться и не впадать в нерадение о собственном нашем спасении,
а подвизаться подобно тому, как учил своей жизнью и своим словом святитель Игнатий
Брянчанинов. Аминь..
Обсудить
можно
|