ление всего города Константинополя по молитвам Божией Матери от осаждавших его войск; было три таких осады; в 1453 году, после принятия унии, Константинополь пал, и никакие молитвы не помогли; в критических ситуациях мы должны внутренне совершать крестный ход по стенам нашего внутреннего града с молитвой к Божией Матери; чтобы Бог услышал наши молитвы, мы должны сначала сами себя услышать; для того, чтобы услышать себя, надо замкнуться в себе; нужно стараться держать постоянную молитву и иметь внутренние стены в себе и никого за них не пускать.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня мы совершаем праздник Cубботы Акафиста - субботы, когда совершилось чудесное избавление всего города Константинополя по молитвам Божией Матери от осаждавших его войск, которые, по человеческой логике, непременно должны были захватить его. Сегодня мы празднуем память трех таких осад, но в особенности самой первой, которая была в 626 году, когда хазары при поддержке персов осаждали город. В 678 году благополучно завершилась другая осада мусульман, и позднее, в 717-718 годах так же арабы потерпели поражение. Были и другие случаи, когда враги должны были захватить Константинополь, но отступали от него по молитвам Божией Матери. Все население Константинополя собиралось на усердную молитву Божией Матери, на крестный ход с иконой Одигитрии и другими святынями под стенами города. У города был свой военный гарнизон, но столь незначительный, что он никак бы не мог защитить город, однако всегда осады врагов отражались.
Дикие русские,
тогда еще язычники, тоже осаждали город в 860 году, и Российская Церковь как
часть Константинопольского патриархата тоже празднует чудесное избавление
от этой осады, потому что у православных русских христиан своими являются
не родные по крови язычники, а единоверцы, жившие тогда в Константинополе.
Святой град так избавлялся до 1204 года, пока не был захвачен латинянами.
Но даже и тогда это была не осада, а, во-первых, коварство, во-вторых, столица
была потеряна не навсегда. В-третьих, на Запад были отправлены тогда многие
святыни, что позволило им сохраниться, и те православные христиане, которые
там бывают, могут им и сейчас поклониться. Но Константинополь пал в 1453 году
под осадой турок, и никакие молитвы ему не помогли. Почему же тогда город
пал, ведь жители и в этом случае тоже молились и очень самоотверженно сражались?
Потому что тогда император и вся официальная Церковь Константинополя приняли
унию, приняли латинскую веру. Тут уже Божья Матерь не заступилась за город,
Константинополь попал под власть турок и до нашего времени там остается.
Но мы празднуем чудесное избавление, когда люди обратились с молитвой к Божией Матери. Что же это значит для нас теперь и сейчас? Значит то, что у каждого из нас в жизни такие ситуации тоже возникают, и не один раз. Критические ситуации в жизни каждого возникают неоднократно, и мы должны делать внутренне то, что делали жители Константинополя - обращаться к Матери Божией. Они совершали крестный ход по стенам града, а что мы должны делать внутренне? Где у нас стены нашего внутреннего града, по которым мы должны совершить крестный ход? Мы должны обратиться внутрь себя и оставить свою суетную деятельность. Для этого надо помолиться внимательно, для того, чтобы действительно быть услышанным, а мы этого очень хотим, когда нам угрожает что-то серьезное. Мы должны хотеть быть услышанными всегда, но предпочитаем интересоваться чем-то другим, а спохватываемся только в ситуации опасности. А как же молиться так, чтобы быть услышанными, если обычно мы даже когда и молимся, так рассеиваемся, что даже сами себя не слышим. Как же нас Бог услышит, если мы даже себя услышать не хотим? С этого и надо начать - услышать себя самих.
Для того, чтобы услышать себя, надо замкнуться в себе. Надо оградить себя внутренними стенами от мира, но не такими, через которые мы ничего не видим. Ведь если выйти на стену города, то можно увидеть очень много. Если нет стен, то мы думаем о том, что находится снаружи: едва мы услышим музыку - она начинает в нас играть; если услышим разговоры или участвуем в них, то бездумно тратим время совершенно бесполезно - это в лучшем случае, а в худшем - начинаем думать, как нам надо было ответить, если мы были в них задеты. Нас охватывает злоба - засасывает болото и прочая гниль. Но если мы находимся внутри самих себя, то думаем о том, о чем мы хотим думать. Думаем о делах, которые есть у каждого из нас по работе, по дому, по прочим нашим обязанностям, но в первую очередь - о молитве.
Если мы будем стараться не думать о том, что там играет со стороны, или что говорят люди, движимые одной единственной целью - поболтать, а будем стараться молиться и обращаться к Богу, к Матери Божией, ко всем святым; если мы будем стараться думать о том, о чем мы должны думать в связи с нашими обязанностями, а не обдумывать, не взращивать в себе обиду на то, что нас кто-то или что-то задело, то тогда мы сможем молиться так, что услышим сами себя. Если мы будем слышать в молитве сами себя, то можно совершенно не сомневаться, что нас услышит Бог.
Тогда все скорбные обстоятельства, в которые мы попадаем, будут для нас разрешаться наилучшим для нас образом. Тогда под влиянием этих обстоятельств мы будем меняться, становиться другими людьми, мы станем по-другому относиться к ним, будем не роптать, а понимать, что так нам лучше. В любом случае, отношение с миром у нас будет совершенно другим. Для этого надо иметь внутренние стены в себе, и по этим внутренним стенам совершать крестный ход, как это делали жители Константинополя, - иметь постоянную молитву в себе и не пускать за эти стены не только врагов, которые уничтожат нас изнутри, но и бродяг, воров, грабителей, которыми кишит все вокруг нас. Конечно, я имею в виду не людей, а мысли, которые мы принимаем и начинаем бездумно увлекаться, чем попало.
Будем стараться
держать внутренние стены в себе. Аминь.