изни, то мы должны быть уверены, что всегда есть воля Божия
на то, чтобы нам избавиться абсолютно от всех грехов. Потому что нет такого
греха, в котором мы пребываем по воле Божией. То есть то, что есть воля Божия
нам исправиться, в этом не должно быть никакого сомнения. Но если мы не ошибаемся,
и действительно нам в чем-то препятствует естество, то могло бы измениться это
естество силою Божией. Но только на самом деле мы должны понимать, что не бывает
такого - никакая греховная привычка не утверждается в нас законом естества,
потому что по естеству мы все благи, мы все созданы Богом безгрешными по естеству.
И мысль о том, что грех входит в естество, хотя и получила распространение на
Западе, а под западным влиянием в России, является неправильной и даже, прямо
сказать, еретической. По естеству никто из нас не грешен. А если кто-то из нас
как-то грешен, то это вовсе не по естеству, а точнее сказать, это по второму
естеству, которое иначе называется привычкой, как говорит еще античная пословица:
"Привычка - вторая натура". Натура это и значит естество. Вот по первому
естеству, которое есть действительно наша натура, данная нам Богом, все мы безгрешны
уже сейчас; самые худшие грешники тоже в этом смысле безгрешны. И поэтому даже
не нужно, чтобы "пременялся естества чин", не нужно, чтобы он менялся.
Нам нужно гораздо меньше - чтобы он всего лишь осуществлялся в нас. Потому что
и так своими грехами мы меняем естества чин, только не в лучшую сторону, а в
худшую, потому что любой грех является делом противоестественным. Поэтому можем
ли мы сомневаться в том, что будет воля Божия на то, чтобы подать нам силы для
исправления естества чина, чтобы привести его в его собственный чин, что и есть
безгрешная жизнь? Безгрешная жизнь это ведь даже не обожение, это не жизнь Бога,
а просто жизнь творения Божия в том виде, в каком его Господь запланировал.
Потому что и Адам в раю, хотя и не был создан Богом, потому что Бога создать
нельзя, но он был создан безгрешным и некоторое время таковым и пребывал.
И вот к этому
мы и должны придти. Мы не должны смущаться вещами гораздо меньшими, чем те,
которыми все-таки не стала, хотя и после некоторых колебаний, смущаться Богородица
при благовещении. Мы должны понимать и верить, что Господь действительно избавит
нас от грехов - при условии нашего собственного желания. И наше собственное
желание, конечно, должно проявиться не в каком-то мимолетном настроении, а в
том, чтобы мы систематически и упорно вели эту с виду бесполезную борьбу против
наших грехов. Поэтому надо понимать, что либо мы безбожники, и тогда нечего
прикидываться христианами и вообще, может быть, стоит остаток нашей жизни посвятить
разным удовольствиям и развлечениям, которым мы верим больше, и не нужно тогда
и в церковь ходить, - либо мы все-таки будем христианами, и тогда мы будем гнать
от себя всякие мысли неверия, не думать, что мы не можем выбиться из каких-то
дурных привычек, а систематически против них подвизаться, и Господь силы к исправлению
нам непременно подаст, даже если наши привычки очень застарели. Аминь.