изни, то мы должны быть уверены, что всегда есть воля Божия на то, чтобы нам избавиться абсолютно от всех грехов. Потому что нет такого греха, в котором мы пребываем по воле Божией. То есть то, что есть воля Божия нам исправиться, в этом не должно быть никакого сомнения. Но если мы не ошибаемся, и действительно нам в чем-то препятствует естество, то могло бы измениться это естество силою Божией. Но только на самом деле мы должны понимать, что не бывает такого - никакая греховная привычка не утверждается в нас законом естества, потому что по естеству мы все благи, мы все созданы Богом безгрешными по естеству. И мысль о том, что грех входит в естество, хотя и получила распространение на Западе, а под западным влиянием в России, является неправильной и даже, прямо сказать, еретической. По естеству никто из нас не грешен. А если кто-то из нас как-то грешен, то это вовсе не по естеству, а точнее сказать, это по второму естеству, которое иначе называется привычкой, как говорит еще античная пословица: "Привычка - вторая натура". Натура это и значит естество. Вот по первому естеству, которое есть действительно наша натура, данная нам Богом, все мы безгрешны уже сейчас; самые худшие грешники тоже в этом смысле безгрешны. И поэтому даже не нужно, чтобы "пременялся естества чин", не нужно, чтобы он менялся. Нам нужно гораздо меньше - чтобы он всего лишь осуществлялся в нас. Потому что и так своими грехами мы меняем естества чин, только не в лучшую сторону, а в худшую, потому что любой грех является делом противоестественным. Поэтому можем ли мы сомневаться в том, что будет воля Божия на то, чтобы подать нам силы для исправления естества чина, чтобы привести его в его собственный чин, что и есть безгрешная жизнь? Безгрешная жизнь это ведь даже не обожение, это не жизнь Бога, а просто жизнь творения Божия в том виде, в каком его Господь запланировал. Потому что и Адам в раю, хотя и не был создан Богом, потому что Бога создать нельзя, но он был создан безгрешным и некоторое время таковым и пребывал.

И вот к этому мы и должны придти. Мы не должны смущаться вещами гораздо меньшими, чем те, которыми все-таки не стала, хотя и после некоторых колебаний, смущаться Богородица при благовещении. Мы должны понимать и верить, что Господь действительно избавит нас от грехов - при условии нашего собственного желания. И наше собственное желание, конечно, должно проявиться не в каком-то мимолетном настроении, а в том, чтобы мы систематически и упорно вели эту с виду бесполезную борьбу против наших грехов. Поэтому надо понимать, что либо мы безбожники, и тогда нечего прикидываться христианами и вообще, может быть, стоит остаток нашей жизни посвятить разным удовольствиям и развлечениям, которым мы верим больше, и не нужно тогда и в церковь ходить, - либо мы все-таки будем христианами, и тогда мы будем гнать от себя всякие мысли неверия, не думать, что мы не можем выбиться из каких-то дурных привычек, а систематически против них подвизаться, и Господь силы к исправлению нам непременно подаст, даже если наши привычки очень застарели. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz