О христианской мудрости и кротости.
Слово в день памяти святых мучеников
Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора и Анемподиста

(2/15.11.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память мучеников Акиндина и иных, с ним пострадавших в IV веке в Персии, т.е. в Иранской империи, во время правления царя Сапора, или Савора, как его называли по-гречески, или Шапура, как его называли на среднеперсидском языке — государственном языке Иранской империи. Он царствовал около 70 лет, и большую часть этого времени в Персии были гонения на христиан, и очень суровые. Если говорится, что в 313 году Церковь получила мир, то это речь идет только о Римской империи. А рядом с Римской империей была другая большая империя, вторая великая империя того времени — Персидская, или Иранская, — и там как раз именно в IV веке начались гонения. потому что до IV века там тоже были христиане, но правительство не обращало на них особенного внимания, поскольку они не представлялись угрозой для государства; а когда христианство фактически стало государственной религией во враждебной Ирану Византии, Римской империи, которая все время воевала с Ираном, то тогда христиан в Иране стали жестоко преследовать. И мучеников тогда было очень много, и в частности, тогда просияли и празднуемые сегодня мученики; но о подробностях их подвига мы почти ничего не знаем. Это относится к большинству древних мучеников, пострадавших при Сапоре; предание едва сохраняло их имена, а потом записывались их жития по известным шаблонам.

Прославляя мучеников, Церковь читает в их память на литургии Евангелие, где Господь, в частности, говорит такие слова: «будьте мудры, как змии, и кротки, как голуби». И кажется, что здесь все понятно, а на самом деле не очень понятно. Как раз перед этим Господь говорит, что христиан будут мучить, и предрекает им разные мучения; и недаром поэтому именно этот отрывок Церковь читает на память мучеников. Что же такого премудрого сделали мученики? С точки зрения многих нехристианских людей, они вели себя очень глупо. Например, в иудаизме или в мусульманстве официально разрешается пред лицом мучителей отрекаться от собственной веры, и поэтому у них там и нет почитания мучеников. В исламе мучениками считаются те, кто погиб на «священной войне», а подвига исповедания ислама перед лицом гонителей там нет. Совсем другое в христианстве. Мы знаем, что в III веке, при императоре Декии, были гонения в Римской империи, когда был издан закон, согласно которому каждый гражданин империи обязан принести справку о том, что он принес жертву идолам. И эти справки, естественно, можно было купить; и очень многие люди их покупали, чтобы не приносить жертвы идолам. Когда процедура такая бюрократическая, то все можно решить за умеренную плату. Но Церковь Христова этих людей тоже считала совершенно отвергнувшимися Христа, и такое падение, как покупка подобной справки, оно совершенно единогласно — никаких споров тут не было среди православных — считалось полным и окончательным отпадением от Церкви до покаяния. И только через покаяние, после наложения определенной епитимии, таких людей принимали в Церковь. С точки зрения современного человека, эти люди вовсе даже ничего не отказывались (да и с их собственной точки зрения тоже, по крайней мере, пока они ее не изменили при покаянии). Вот, какая мудрость. Получается, что мудрость мучеников, а также и остальных христиан, состоит в том, чтобы на свою голову наживать всякие трудности и неприятности. И особенно эти трудности связаны в данном случае с тем, что человек отказывается быть таким, как все.

Но как же это связано с кротостью? Тем более, что известно, что многие мученики вели себя, можно сказать, очень задиристо по отношению к мучителям. Да и вообще, их поведение состояло в таком явном сопротивлении; какая же здесь кротость?

Очень часто кротость представляют совершенно неправильно и не по-христиански. К сожалению, очень часто это делают именно христиане, и именно стараясь подвизаться в этой добродетели, они на самом деле только губят свою душу, думая, что спасают ее. Часто под кротостью такие люди понимают просто согласие плыть по течению при условии, что ты находишься в каком-то христианском окружении. И так вот люди остаются и в еретических мнимо-церковных сообществах, подчиняются каким-то духовникам, которые помыкают ими на погибель их души; и этим людям кажется, что христианская кротость состоит в том, чтобы давать собою помыкать. Но на самом деле у людей есть такой инстинкт (он преобладает у значительного процента людей, не менее трети), что им бывает приятно, когда ими помыкают, когда за них все решают; или даже, может быть, это и не очень приятно, но все остальное для них еще более неприятно; и люди, потакая вот такому своему инстинкту (а в каком-то смысле такой инстинкт есть у всех), думают, что исполняют христианскую заповедь о кротости. Конечно, ничего подобного. Потому что это — только еще одна слабость, потворствование страстям, которое ведет в новые и новые грехи: и само по себе это грех, и ведет к другим грехам, потому что человек покоряется злой воле, которая тебя обязательно поведет еще к новым грехам.

А христианская кротость вынуждает в некоторых случаях очень четко сказать: «нет». Недаром Господь говорит, что надо быть не только кроткими, просто кроткими, — но и мудрыми одновременно. А мудрость — это именно та мудрость, которую проявляют христианские мученики, которая может кому угодно, в какой угодно момент и ценой чего угодно, даже ценой жизни, сказать «нет». И вот, такая кротость, которая умеет давать в нужном случае отпор, потому что основана на мудрости, и которая благодаря мудрости может разбираться между полезным и вредным для души, может разбираться, кого можно и кого нельзя слушаться, — только такая кротость и является христианской добродетелью. Это плод душевной работы, которая не имеет никакого сходства с установкой плыть по течению и никакого сходства с тем инстинктом, который в широком смысле иногда именуется мазохизмом — когда человеку приятно претерпевать насилие. Вот это удовольствие от претерпевания насилия или душевный комфорт, который таким образом обретается, — это грех; а христианская кротость основана на мудрости, мудрость же побуждает предпочитать полезное. И если мы будем идти этим путем, то мы обязательно будем подражать христианским мученикам. И даже если мы не сподобимся принять мученический венец в смысле видимого мученического венца, то в смысле внутреннем мы все равно обязательно его получим, молитвами всех святых мучеников и всех святых. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz