(21.11/4.12.2002)
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Как и Рождество Божией Матери, так и этот праздник описаны в раннехристианском
тексте, который, как мы теперь знаем, в подлиннике назывался "Рождество
Мариино", а с XVII века ученые его еще называют "Протоевангелие Иакова".
Там говорится о тех обстоятельствах, которые сопутствовали рождеству Божией
Матери, и о том, что когда Ей исполнилось три года, первосвященник Захария ввел
ее во Святое Святых, где она и пребывала до 12 лет. Именно это событие является
предметом сегодняшнего празднования. В XIX-м да и в ХХ веке очень многие говорили,
что все это - мифология, что "Протоевангелие Иакова" - это апокриф,
и что все это фантазии. И легко было так говорить, потому что в науке считалось,
что этот текст появился в V веке, и если бы действительно это было так, то к
V веку, конечно, можно было придумать много всяких фантазий. Но так бывает,
что само развитие науки посрамляет тех, кто слишком похвалялся своей ученостью
и тем, что стоит на науке. И вот, именно это "Протоевангелие Иакова"
нашлось в папирусе III века, что само по себе означает, что текст еще более
древний; а анализ текста показал, что он использует, в частности, в той части,
где рассказывается о введении во храм, какой-то другой документ, какой-то письменный
источник I века. И потому такие грубые ошибки, какие приписываются "Протоевангелию
Иакова", в нем содержаться не могли.
А какие ему
приписываются ошибки? Нам известен из Иосифа Флавия список иудейских первосвященников
того времени, и Захарии в нем нет. А если Захария не был первосвященником, то
он не мог ввести Богородицу во Святое Святых. Но теперь нам известно и другое
- что в то время было несколько священств и несколько первосвященников, а потому
могло существовать и другое Святое Святых; и действительно известно, что христиане
всегда почитали место, где находилась Сионская горница, и не почитали развалины
иерусалимского храма после того, как он был разрушен римлянами в 70 году. Для
иудеев это было святое место, а для христиан оно никогда не было святым местом.
Если бы действительно то Святое Святых, куда ввели Богородицу, находилось в
иерусалимском храме, то вряд ли христиане не почитали бы его развалины. Зато
у христиан всегда почиталась Сионская горница. Но каковы бы ни были исторические
обстоятельства введения Божией Матери во храм, нам для спасения души точное
понимание этого не является важным. Если бы это было важно, то мы имели бы точные
исторические источники, рассказывающие обо всем этом. Но мы не только таких
источников не имеем, но даже в Евангелиях о важнейших исторических событиях,
связанных с жизнью Самого Спасителя, мы имеем часто противоречивые сведения,
которые трудно согласовать между собой; и еще меньше таких точных исторических
сведений мы имеем о других священных лицах, начиная с Божией Матери. Почему?
Потому что не в этом состоит основание нашей веры.
Мы должны
понимать все эти события прежде всего с точки зрения их духовного смысла. А
духовный смысл сегодняшнего праздника двоякий. На языке византийских толкователей
Писания можно сказать, что здесь есть душевный и духовный смысл. Духовный смысл
тот, что независимо от того, как называлось и где находилось то место, где воспитывалась
Божия Матерь, оно было некиим земным образом Царствия Небесного; а это означает,
что в то время, когда Божия Матерь росла и формировалась, в возрасте от трех
до двенадцати лет, Она была совершенно вне мира сего, собеседовала с Ангелами
и духовно была в Царствии Небесном - и таким образом готовилась к принятию Сына
Божия, через которое завершила избрание, бывшее еще в Ее рождении и начавшееся
еще раньше, в рождении Ее предков (т.е. Ее избрание прошло через много родов).
Это то, что касается духовного и догматического смысла сегодняшнего праздника,
связанного с почитанием Божией Матери не только как равной Ангелам, Херувимам
и Серафимам, но и Честнейшей их, т.е. высшей, и абсолютно непричастной греху.
Но также для
нас важен и душевный смысл праздника, может быть, наиболее важен, потому что
именно он касается того, в чем мы можем Божией Матери подражать. Потому что
для принятия Сына Божия Она сама ушла, так сказать, во внутренний храм Своей
души и пребывала в нем нерассеянно, пребывала в безмолвии, без общения с какими-то
другими людьми, а только слушая Слово Божие. И то, что внешне совершалось как
чтение Слова Божия в храме, то внутренне совершалось как молитва, т.е. как слышание
внутреннего Слова Божия в собственной душе. И это есть то, в чем мы все должны
подражать Божией Матери.
И тогда мы исполним слова святого Григория Богослова, который в своей проповеди
на Рождество Христово, в первых же почти словах, призывает: "Девы, девствуйте,
да Христу станете матери!" И конечно, этот призыв обращен не только к девам
по телу, но ко всем христианам, т.е. мы все должны в некотором смысле стать
матерями Христу. А что для этого нужно? Для этого нужно "девствовать",
т.е. подражать Божией Матери. А что это означает? Это значит девствовать только
во вторую очередь по телу, а в первую очередь - по душе (без чего истинно девствовать
по телу невозможно), т.е. иметь нерассеянный ум и постоянно молиться. Поэтому
мы все время должны иметь память Божию и жить так, как говорит в одном из псалмов
пророк Давид: "Предзрех Господа предо мною выну", - т.е. "Я видел
Господа перед собой всегда". И вот, так и мы, куда бы не шли, что бы ни
делали, должны видеть внутренне перед собой Господа, - а это возможно только
в том случае, если внутренне мы находимся в Святом Святых, т.е. в храме, которым
является наша душа. А наша душа действительно является храмом Божиим, об этом
не раз говорили святые отцы. И именно здесь мы можем и должны, обязаны подражать
Божией Матери. Т.е. мы должны всегда, в том числе среди разных житейских дел,
стараться быть уединенными внутри себя и не отвлекаться от Бога, - а это означает,
что когда мы можем устраниться от житейских хлопот, то надо стараться это делать,
хотя, конечно, и не в ущерб нашим необходимым обязанностям. Потому что если
мы будем пренебрегать нашими обязанностями, которые были возложены на нас тоже
не без воли Божией, то конечно никакой внутренней тишины мы не получим, кроме
разве что некоторой обманчивой тишины, которая называется прелестью и не приведет
нас ни к чему хорошему.
Будем подражать Божией Матери, не будем уклоняться и от весьма попечительного образа жизни, если таковой будет нам предстоять (как он предстоял и Божией Матери уже позже, когда Ей пришлось выйти из храма), и тогда Господь сделает так, что внутри нашей души устроится некое истинное Святое Святых, в котором наш ум, по выражению отцов, будет словно некий архиерей, т.е. первосвященник, приносить Господу истинную жертву, которой является наша молитва. Аминь.
Обсудить
можно
|