(23.11/6.12.2002)
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святого Александра Невского, и именно сегодня тот из двух дней
его памяти, когда празднуется его успение, т.е. это именно и есть самый главный
и древний день памяти этого святого. И для нашего города это, конечно, особый
праздник; особый праздник это и для нашего прихода, потому что он исторически
происходит из храма св. Александра Невского, а также потому, что в этот день
был именинником наш убиенный настоятель отец Александр.
Взирая в наше
время на подвиг св. Александра Невского, чему можем мы у него поучиться? В наше
время нет князей, а если какие-то люди и достигают высокого общественного положения,
то явно не все из нас делают такую светскую карьеру, как Александр Невский,
и если в этом его жизнь и может быть для кого-то примером, то очень для немногих.
А в чем же тогда св. Александр Невский будет примером для всех? - В том, в чем
нам приходится повседневно сталкиваться в жизни. Мы часто начинаем как-то поневоле
думать, тем более, что и примеров много перед глазами, что христианское поведение
- это когда мы просто позволяем себе плыть по течению, ни во что не вмешиваемся
и позволяем, чтобы с нами поступали как угодно. Кроме этого поведения, есть
еще нехристианское поведение - когда мы начинаем закатывать истерики, с кем-то
враждовать; и тогда мы понимаем, что грешим, но зато нам кажется, что это меньшее
зло, потому что в результате мы избежим наступления каких-то невыносимых для
нас обстоятельств. Вот эти два типа поведения мы хорошо знаем и практикуем.
Но они оба более-менее одинаково греховны: как греховно закатывать истерики,
скандалить и вообще в неуравновешенном состоянии отстаивать свои права (хотя
бы и истинные, а тем более мнимые), так греховно и ни во что не вмешиваться
и позволять, чтобы все шло так, как идет. Потому что неделание - это тоже действие,
ведь если мы решаем чего-то не делать, то тем самым, значит, мы отказываемся
от каких-то действий, а не просто бездельничаем. И вот, христианское поведение
- совершенно другое, оно предполагает сознательное отношение ко всему: и к тому,
чтобы чего-то не делать, и к тому, чтобы что-то делать.
И в том, и
в другом св. Александр Невский является для нас примером. Действительно, вот
уж он был не таким человеком, о котором можно было бы насмешливо сказать, что
он "не от мира сего"; он был очень даже от мира сего, в смысле деятельности
в мире сем: это был очень выдающийся и удачливый полководец, политик и правитель;
при этом он понимал, когда нужно чего-то не делать, а когда нужно действовать.
Например, когда, как раз во время его правления, на Русь пришли татары, он понял,
чего здесь не надо делать - не надо с ними воевать, а надо с ними заключить
мирный союз и платить им дань; но Александр Невский договорился, что за эти
деньги, которые татарам выплачивались в качестве дани, они будут защищать Русь
от Запада, потому что в то время Руси грозила большая опасность от западных
варваров, латинян, которые не просто угрожали русскому государству, но угрожали
православной вере, потому что они насильно насаждали свою латинскую ересь. А
татары, в отличие от них, никакой веры не насаждали, а наоборот, сами были открыты
для проповеди. И потому, конечно же, св. Александр Невский выбрал татар, когда
надо было выбирать, с кем заключить мир - с западными рыцарями или татарами,
и использовал, довольно успешно, возможности проповеди православия среди татар,
и в XIII веке среди татар даже появились святые. К сожалению, позже, уже после
смерти Александра Невского, в Золотой Орде произошли разные процессы, в результате
которых она превратилась в мусульманское государство, сильно угнетавшее Русь.
Но при св. Александре Невском дружба с татарами была очень правильным политическим
решением.
Ну, и уж не
надо напоминать о том, сколько раз св. Александр Невский решал что-то делать,
например, сколько раз он решал с кем-то воевать. Одни его битвы - здесь неподалеку
на Неве, уже в общем-то в черте нашего города, и на Чудском озере, тоже неподалеку
от нашего города, - уже о многом говорят. И мы тоже не должны бояться, когда
на нас нападает какой-то враг - не только невидимый, но также и видимый. А мы
обычно считаем, что невидимых врагов бояться не надо, - но мы так думаем не
потому, что мы сильнее, а просто, наоборот, так слабы, что даже не видим и не
понимаем, что мы находимся в постоянном рабстве у этого врага; поэтому невидимых
врагов мы не боимся. Видимых врагов мы боимся и говорим, что мы с христианской
точки зрения тут ничего не можем поделать, и убегаем. Так поступать совершенно
не надо. Св. Александр Невский учит нас, что видимых врагов надо как-то приструнять,
наступать на них войной, если есть силы (а это имеет прямое отношение к нашим
церковным делам, например); а если сил для войны нет, то это надо вовремя осознать
и найти себе союзников, и тогда все-таки защититься от этих врагов (как Александр
Невский защитился от западных варваров с помощью татар). Конечно, это головная
боль, конечно, это масса мирских хлопот, и многие христиане под этими предлогами
стараются отказаться от борьбы. Но конечно, такие предлоги лживы, и их лживость
доказывает опять же жизнь св. Александра Невского, потому что он, будучи среди
такого количества попечений, среди всех этих опасностей, в которых находился
и лично он сам, и вверенные ему дружина и государство, - во всем этом находил
только одно: побуждение к памяти Божией. Недаром русская пословица говорит:
"Кто на море не бывал, тот Богу не маливался". И такая жизнь среди
постоянных опасностей, которая бывает у всякого полководца и у всякого правителя
воюющего государства (а именно таким правителем был св. Александр Невский),
- она как раз располагает к тому, чтобы обращаться к Богу и иметь память Божию.
И вот, слава
Богу, христианская жизнь в наших условиях, в нашем приходе и вообще в нашей
Церкви тоже к этому располагает. Потому что если мы неспособны увидеть и осознать
опасности от невидимых врагов (теоретически мы про них знаем, а практически
ничего не видим и не понимаем), то по крайней мере, мы легко можем во многих
случаях увидеть опасности от врагов видимых; и тогда хотя бы это побуждает нас
молиться Богу, просить у Него помощи, а тем самым стяжевать память Божию, внутренний
мир и внутреннее Царствие Небесное, и сподобиться такого же преселения ко святым,
какого сподобился св. Александр Невский. И его молитвами да помилует нас Господь.
Аминь.
Обсудить
можно
|