О призвании Божием.
Слово в день памяти апостола Андрея Первозванного

(30.11/13.12.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память апостола Андрея Первозванного, который так прозван потому, что он был первым призван Господом к апостольству. И особенно подробно об этом рассказывается в Евангелии от Иоанна, которое мы читали сегодня за литургией. Там говорится, что св. Андрей был учеником Иоанна Предтечи, от которого узнал, что придет Мессия, что этот Мессия - Иисус, и он пошел за Ним, стал Его учеником и позвал с собой брата Петра. И в этом Евангелии рассказывается, как Господь избрал первых пятерых Апостолов: за этими двумя Он избрал еще трех, последним из которых был Нафанаил. И уже то, что Господь выделил этих пятерых человек, показывает, что эти пятеро имели какое-то особое значение.

Применительно к Петру Господь это там же и объясняет, говоря, что он был Симоном, а станет Кифой или Петром, т.е. тем камнем, на котором будет основана Церковь. О Нафанаиле было сказано, что такие, как он, увидят нечто большее и великое за то, что они сразу поверили во Христа. А об Андрее Господь как будто бы и ничего не сказал, но уже само то, что Андрей первым пошел за Господом и спросил его: "Учителю, где живеши?" - на что услышал ответ: "Прииди и виждь", - о многом нам говорит. Действительно, если бы мы даже просто больше ничего не знали об апостоле Андрее, то этот рассказ сам по себе заставляет думать о многом.
Но мы должны знать, что в некоторых ранних толкованиях этого места из Евангелия Нафанаил называется "писцом Израилевым", и вот эти пятеро писцов, которые проображаются в "Апокалипсисе Ездры" (это так называемая Третья книга Ездры в славянской Библии), где в конце, когда Господь дает откровение Ездре, их записывают пять писцов. И здесь тоже именно пять учеников, которые, в свою очередь, соответствуют пяти девам; и Нафанаил называется писцом хотя и не в самом тексте Евангелия, но в его очень ранних толкованиях.
Апостол Андрей оказывается одним из таких вот проводников Откровения Божия. Но почему он им стал, и как нам нужно ему подражать, чтобы тоже оказаться в числе избранных? Господь многих призывает, Он и Иуду призвал, как мы знаем; но не всем это призвание может послужить ко спасению. Потому что само по себе призвание может и не привести ко спасению, потому что еще требуются какие-то действия и от нас, от призванных, и они могут быть, а могут и не быть; вот Иуда - тот случай, когда соответствующих призванию действий не было. А какие же действия были у Андрея? Он все забыл и все оставил, что имел и чем занимался раньше, как и сыновья Зеведеевы тоже все оставили, и пошел за Господом. А как это нам исполнить в нашей жизни? В нашей жизни мы в той или иной форме чувствуем и понимаем, что Господь нас призывает, что это призвание к спасению нашей души, к тому, чтобы быть в истинной Церкви, молиться и не грешить всевозможными способами. И какие-то действия, которые нам указываются этим призванием, мы делаем, но еще больше мы делаем разных других действий, несовместимых с нужным направлением. Хотя все, что связано с Господом и со спасением души, нас привлекает, но нас привлекает и другое, и часто даже гораздо больше привлекает. И надо сказать, что не всегда мы отвлекаемся к чему-то явно греховному, потому что обычно для того, чтобы отвлечься на что-то с нашей точки зрения точно греховное, нам надо придти в совсем уже другое состояние, когда наш разум перестает действовать и отдается в плен страсти; но к этому состоянию мы приходим тоже через грехи, несколько меньшими и не очень заметными. А как это происходит? Это случается тогда, когда мы начинаем увлекаться чем-то, что, как нам кажется (а может быть, нам и не кажется, а это так и есть на самом деле), нам разрешено в принципе - но нам не нужно. Когда мы увлекаемся чем-то, что православным христианам в принципе разрешено, но нам в данный момент не нужно, то это все равно грех.

Например, православным христианам разрешено есть. Но если мы начинаем есть лишнее - даже, может быть, не объедаться, а просто есть от тоски или уныния (очень часто именно от уныния и скуки нам хочется есть - это именно не голод, а следствие рассеянности и расслабления души), - то мы тогда придем еще в большее рассеяние. Т.е. голод, который мы удовлетворили, чтобы уступить страсти, пройдет, но то состояние, в которое мы придем в результате, будет еще более расслабленным. И нам захочется еще чего-нибудь следующего. Еще большая, конечно, зараза - это воспринимать какие-то грязные и совершенно посторонние информационные потоки. Самым заразным в этом смысле является телевизор, который мы смотрим даже и тогда, когда там показывают что-то к нам заведомо не относящееся; или мы смотрим новости, которые можно и не смотреть, а потом увлекаемся чем-нибудь следующим; или, посмотрев нужную новость, начинаем смотреть следующий сюжет, хотя пора бы уже и выключить телевизор… Да и потом, так ли нам нужно смотреть эти новости? Какие выводы мы делаем для своей жизни, хотя бы практические (я уж не говорю - значимые для душевного спасения), если мы что-то узнаем из того, о чем говорят в новостях? Большинству из нас это совершенно не нужно. И даже тем из нас, кому это нужно, это нужно далеко не всегда, а тогда только, когда какие-то особые события происходят в мире или в стране. А так вот постоянно смотреть новости - это совершенно не христианское занятие для людей, которым это не требуется по работе (хотя есть такие люди, которым по работе требуется смотреть новости и читать газеты; обычно их как раз от этих новостей тошнит, но они вынуждены их смотреть; но таких среди нас очень мало). Поэтому не стоит нам тратить свою душу - можно сказать прямо так - на все эти вещи, потому что сначала это нас рассеивает, а потом мы начинаем принимать какие-то другие помыслы, чего-то хотеть, и все больше и больше отдаляемся от Бога.

И так вот и получается, что призвание у нас было, а дальше мы начинаем с ним делать неизвестно что, просто растрачивать его на всякую ерунду; а потом у нас просто притупляется слух, и мы начинаем глохнуть и не различать голос Божий. Вот, чтобы с нами этого не случилось, мы должны иметь перед глазами пример апостола Андрея и других Апостолов, которые немедленно все оставляли и шли за Господом, как и брат Андрея апостол Петр сказал об этом: "Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом", - и иметь в сердце внутреннюю молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". И тогда Господь нас, конечно, не оставит, и не оставят нас все святые, которые шли этим путем, потому что другим путем невозможно достигнуть Царствия Небесного. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz