Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца

(6/19.12.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святителя Николая, который долгое время на Руси был самым почитаемым святым, настолько почитаемым, что это почитание приводило к теперь уже хорошо известным крайностям — когда простые люди, если их спрашивали, что такое Святая Троица, отвечали, что это Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица и святитель Николай. Теперь, можно сказать — к счастью, время таких крайностей прошло, но зато, можно сказать — к несчастью, наступило время других крайностей. Потому что сейчас в Церковь приходят люди образованные, и они не понимают, почему это в народе широко известен святой Николай, который не написал ни одного богословского сочинения, а совершенно неизвестен, например, такой святой, как Афанасий Александрийский, который участвовал в I Вселенском Соборе и сделал, может быть, самый большой вклад в борьбу с арианской ересью. И вообще, образованные люди говорят, что непонятно, кто такой св. Николай, потому что в его житии говорится, что он участвовал в I Вселенском Соборе, но до нас дошли списки всех епископов, которые участвовали в этом Соборе, подписи этих епископов стоят под его решениями — и нет среди них подписи святителя Николая. Наконец, некоторые знают, что житие его составлено довольно поздно, в конце XI столетия, оно менялось на глазах, там появлялись разные эпизоды, — и такие люди приходят к выводу, что может быть, никакого святителя Николая не было вообще, а если даже он был, то это какая-то такая фигура вроде Деда Мороза. И действительно, на Западе святитель Николай и является Дедом Морозом, который там называется Санта-Клаус. И тогда получается, что это одно сплошное суеверие, и верить тут совершенно не в кого. Но это тоже крайность.

Действительно, житие святителя Николая позднее; действительно, там содержится много всяких невозможных фактов; но нам известны — и они сохранились в нескольких византийских рукописях — и те более ранние жития, из которых получилось это позднее, сложившееся у нас на глазах. И оказывается, что святитель Николай — это, так же, как и св. Дионисий Ареопагит, образ собирательный. Как под именем Дионисия Ареопагита мы почитаем, прежде всего, автора сочинений, надписанных его именем, однако, созданных в V веке человеком, имени которого мы не знаем, но в то же время почитаем и действительно носившего это имя ученика Апостола Павла, а также, может быть, и св. Дионисия Парижского (историческое лицо, первого епископа Парижа, который не был учеником апостола Павла), — так и в святителе Николае мы почитаем под одним именем нескольких святых. И самые главные — это были два святителя Николая (их действительно звали Николаями), которые были епископами в городе Миры Ликийские; но один из них жил в VI веке (и в основном именно его житие, которое с течением времени перестали переписывать, но которое до нас дошло в нескольких рукописях, легло в основу известного всем жития святителя Николая), а второй жил еще позже. Кроме того, может быть, в этом же святом мы почитаем и несколько других лиц. Это действительно были святые епископы, которые прославились всем тем, чем обычно прославляются святые епископы провинциальных городов, — т.е. они именно пасли вверенное им стадо, и, кроме того, они, подобно нашему святому Иоанну Кронштадтскому (который не был епископом, но в других исторических обстоятельствах вполне мог бы им оказаться), действительно молились о всяких нуждах народа, получали исполнение своих молитвенных прошений, и нередко эти прошения исполнялись так, что происходили какие-то чудеса. И именно поэтому народ их так особенно почитал.

Да, будет правильно сказать, что народ их почитал потому, что получал удовлетворение каких-то своих грубых телесных нужд, вроде исцеления от болезней или избавления от разных стеснительных обстоятельств; действительно, это все очень грубо и очень далеко от желания спасти душу. Но как бывает в таких случаях, если не многие, то по крайней мере, некоторые из людей, получивших таким образом помощь от Господа в телесных нуждах, научались потом настоящей вере в Бога и научались просить от Бога чего-то более ценного, чего, в сущности, и надо от Него просить, а вовсе не избавления от каких-то житейских напастей. И потому дело таких святых, которые просто помогали обычным людям в их нуждах, как тот же наш св. Иоанн Кронштадтский и как вот эти святители Николаи, оно, безусловно, нужное и необходимое; и поэтому не только такие святые, безусловно, достойны нашего почитания, но и мы нуждаемся в том, чтобы их почитать. Даже если мы знаем и почитаем святых, которые писали духовные книги и богословские трактаты, и которые на самом деле боролись с ересями. И то хорошо, и это хорошо; и то необходимо, и это необходимо; и если мы почитаем святых одного рода, то это хорошо, но это не должно идти в ущерб почитанию других святых, которые жили по-другому, но которые принесли Церкви никак не меньше пользы, чем первые.

Молитвами святителя Николая, а точнее, тех реальных святых, которые почитаются под этим именем, да подаст нам Господь и те блага, которые подавались их пастве, и самое главное — подражать их вере и их жизненному пути, который ведет в Царствие Небесное. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz