Слово в Неделю Святых Праотец
и в день памяти преподобной Софии Суздальской

(16/29.12.2002)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святых праотец, а в следующее воскресенье, если доживем, будем совершать память святых отец. Эти празднования положено совершать каждый год в те два воскресенья, которые предшествуют Рождеству Христову. Поэтому в разные года они приходятся на разные числа. Кто такие праотцы, и кто такие отцы? — Это примерно одни и те же: это все праведники, которые были в ветхозаветной Церкви. А о смысле празднования их памяти нам говорит Евангелие, которое мы сегодня читали. Это притча Господня о человеке, который позвал на пир разных людей, но званые отказались придти под разными бытовыми предлогами, и тогда он позвал кого попало, и они пришли. Эта притча, которая, конечно, имеет много разных приложений к нашей жизни и много разных смыслов, и читается в качестве Евангельского чтения за богослужением по разным поводам, — сегодня она читается для того, чтобы объяснить нам, кто такие праотцы. И отчасти в беседе св. Григория Паламы, сказанной на этот день, которую мы сегодня читали, мы слышали объяснение того, кто такие праотцы, именно через эту притчу, потому что и тогда, в XIV веке, она уже читалась за богослужением.

Что же это означает? — Что наши праотцы это вовсе не те, кто является нашими предками по крови, и даже не все из этих предков, которые когда-то формально принадлежали к Церкви, ветхозаветной или новозаветной. Ими являются только те, кто, принадлежа к Церкви формально, принадлежали к ней и внутренне, т.е. действительно жили так, как следует. А что значит жить в Церкви так, как следует? — Вот на это как раз указывает многими своими деталями сегодняшняя притча. Но я скажу только об одной детали. Когда люди, которые были приглашены, отказались, в какой момент? — Когда уже все было готово. Т.е. с ними заранее была договоренность, что они придут, и, как сказано в сегодняшнем варианте этой притчи, в Евангелии от Луки, господин послал за ними тогда, когда уже нужно было придти, и тут все начали отказываться под разными предлогами. И вот так многие люди, с которыми, в принципе, вроде так и договорились, что они будут жить по-христиански, когда дело доходит до дела, т.е. до того, чтобы действительно бросить что-то житейское и сделать что-то христианское, именно в этот момент оказывается, что житейское для них важнее. Именно так люди, которые вроде бы были членами Церкви, оказываются не только не членами Церкви, но, может быть, даже и худшими нецерковных людей, потому что судьба таких людей, которые отпали от истины, гораздо хуже, чем судьба тех, кто никогда не был в Церкви. И недаром Господь, посылая учеников на проповедь, говорит им, что тот, кто отвергнет их проповедь, тот уже осужден — именно потому, что он видел это, узнал, но отверг. Потому что Церковь — это и есть наше спасение, тот пир, если брать образ из притчи, на который приглашал господин; и если мы в этой жизни ее отвергли, то как мы можем оказаться в ней в жизни будущей? Ведь Церковь только одна, ее можно только отвергнуть или принять, а не так, чтобы в этой жизни отвергнуть, а в той принять.

Вот, кто такие наши праотцы — те, кто действительно пришли, когда их звали на пир. И среди праотцев сегодня особенно воспоминаются три отрока, о которых рассказываются в книге пророка Даниила и песни которых мы все время читаем, потому что особенно содержательно о них рассказывает не столько повествование книги пророка Даниила, сколько песни, включенные в эту книгу, — а мы их читаем все время на утрени на 7-й и 8-й песнях канона. Почему эти отроки были праведными, живя в Вавилоне, подобно тому, как мы сейчас живем в языческом Вавилоне, т.е. во враждебном христианству мире? Потому что они не смотрели на то, как живет большинство людей, которые их окружали. Более того, они не смотрели, как живет большинство иудеев, которые были вместе с ними в плену, т.е. тех, скажем по-современному, номинальных христиан, которые живут в нашем современном Вавилоне. Потому что эти люди тоже отступают от веры, и не надо на них равняться; не надо думать, что раз так живут все, то так же буду жить и я, потому что это можно или, по крайней мере, извинительно. Отроки рассуждали иначе. Они держались отеческих преданий — соблюдали пост, и поэтому они сподобились сначала преследования от мира — их обрекли на смерть в горящей печи, куда их бросили живыми, но там им явился Ангел. По толкованию многих отцов Церкви, это явился не просто Ангел, а Сам Господь Иисус Христос до Своего воплощения. И действительно, в одном из греческих переводов, одном из самых почитаемых Церковью, говорится, что Ангел, пришедший к отрокам, был как Сын Божий. И вот, того же сподобимся и мы, если будем жить не так, как все, а так, как Господь велит. Некоторые люди приходят к этому добровольно, через осознание, а большинство приходит не так, а именно, потому, что какие-то обстоятельства все-таки вынуждают их задуматься, и люди тогда делают правильные выводы.

И примером этому является другая сегодняшняя святая, которой мы в этом году не могли служить службу, потому что по уставу церковному службу святым праотцам нельзя совмещать с празднованием святому, — святая София Суздальская, которая вошла в святцы нашей Церкви под таким именем, а в русскую историю она вошла как Соломония Сабурова, первая жена великого князя Василия III, которую он оставил в 1525 году, после 20 лет супружеской жизни, и ее насильно постригли в монашество, хотя она была царицей и светской дамой, которая совершенно этого не желала и никогда об этом не думала. Но она была бесплодна, а царь хотел, чтобы у него непременно был наследник, чтобы сохранилась династия. Кто знает историю, тот знает, к чему привело это желание: он действительно женился во второй раз, это был беззаконный брак, т.е. Церковь не могла по-настоящему его признать, и только стремившиеся во всем угождать царю митрополит Даниил и его приспешники одобрили это. Из-за этого сразу началась церковная смута, а потом вторая жена действительно родила царю сына, который действительно стал потом царствовать, — но это был Иван Грозный, который всю страну залил кровью и, что еще того хуже, сделал все для того, чтобы наступил развал в Церкви, а потом наступило Смутное время. Одного своего сына, который должен был после него сесть на царство, он сам убил в припадке гнева, а другой его сын, Феодор Иоаннович, царствовал недолго, потому что был больным и умер; и еще один его сын, самый младший, царевич Димитрий, погиб при загадочных обстоятельствах. Таким образом, династия все равно прервалась, и лучше бы она прервалась на Василии III, потому что тогда не было бы таких бед для России. Для Василия III последствия его поступка были таковы, а для Соломонии Сабуровой все вышло по-другому. Хотя сначала она, как сообщают некоторые источники, категорически отказывалась жить по-монашески и всячески поддерживала свои прежние связи, предпринимая попытки к возвращению к прежней жизни; но с какого-то момента она смирилась и, живя в одном из суздальских монастырей, стала всячески подвизаться, прожила много лет в монашестве и достигла высот аскетической жизни. В народе ее почитали, это почитание было в Церкви официально принято и продолжалось до начала XVIII века. А в начале XVIII века царствовал Петр I, который был не только во многом похож на Ивана Грозного, но сознательно ему подражал и любил сказать, каким хорошим царем был Грозный, и который со своей женой поступил точно так же, как когда-то Василий III. Первой женой Петра была Евдокия Лопухина, и она была также насильно пострижена в монашество, после чего св. Софию Суздальскую как бы деканонизировали, потому что ее почитание было обличением для нечестивого царя Петра, и св. София оставалась только местночтимой.

А сейчас центр нашей Церкви находится в Суздале, и поэтому мы рады праздновать память св. Софии Суздальской. Ее мощи сначала лежали под спудом в Покровском монастыре, где она подвизалась, потом большевики монастырь закрыли и осквернили, но мощи так и оставались под спудом; а в последнее время Московская патриархия открыла этот монастырь, там провели очень большие восстановительные работы и решили эти мощи вынуть из-под спуда. Мощи вынули, и, как рассказывают очевидцы, они были совершенно нетленными, но как только их открыли, они сразу же рассыпались, и теперь их вот в таком рассыпавшемся виде там и хранят, можно к ним подойти в этом храме Московской патриархии, приложиться к ним и поклониться. А произошло это потому, что она завещала, как это известно, никогда ее мощи не открывать. И поэтому, несмотря на ее почитание в течение нескольких столетий, ее мощи никогда не открывали; а вот в Московской патриархии, зная об этом завещании святой, его нарушили, и вот, получили такой результат — нетленные мощи превратились в прах. Но все-таки и в таком виде это все равно останки святой.

Господь да подаст нам быть детьми наших праотцев и вместе с ними жить так, как жили они — т.е. не «как все», а как Господь велит, — и наследовать то, что наследовали они, т.е. Царство Небесное. Аминь.

Проповеди иеромонаха Григория
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz