Три искушения христианина.
Слово в день памяти мученицы Татианы

(12/25.01.2003)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память великомученицы Татианы. Про многих мучеников нам, казалось бы, неизвестны, по крайней мере, неизвестны из их житий те внутренние обстоятельства душевной жизни, которые побудили их принять мученичество за Христа, — что они при этом переживали, какие у них были искушения. Их жития об этом не говорят, но это известно, если можно так выразиться, из общей теории. И как раз сегодня, в субботу по Богоявлении, т.е. в первый праздничный день после Богоявления (потому что суббота всегда в какой-то степени праздничный день), читается то место из Евангелия от Матфея, где говорится о событиях, происходивших сразу после крещения Господня. А что произошло после того, как Господь явился людям, принял крещение от Иоанна, и глас с неба засвидетельствовал, что это Сын Божий? После этого Он не сразу вышел на проповедь, а на 40 дней удалился в пустыню, которая была за Иорданом. Там Христос был искушаем от диавола, и именно об этом говорит сегодняшнее Евангельское чтение. И вот эти искушения, которые Христос претерпел в пустыне, — это образ тех искушений, которые каждому христианину предстоит претерпеть, чтобы принять мученичество за Христа. А мы знаем, что без мученичества спасения не бывает. Потому что хотя и не все принимают мученичество кровью, но те, кто получают спасение иным образом, должны бескровно претерпеть то же самое, что мученики претерпевают, страдая телесно и проливая кровь. Это мученичество сводится к трем искушениям, которые описаны в сегодняшнем Евангелии. И все эти искушения преподносятся диаволом так, что имеют вид исполнения заповедей Божиих.

Первое, что диавол предложил Господу, было — сделать камни в пустыне хлебами. Казалось бы, это выражало заботу о людях, которые суть творение Божие; и как было бы хорошо, если бы сразу всех их накормить, сделав из камней хлеб. Что на это ответил Господь? Он ответил кратко, но мы можем многое понять из этого ответа: «Не хлебом единым жив будет человек», — т.е. цель Божия и цель деятельности христиан в мире состоит не в том, чтобы все были сыты, чтобы никто не был голоден. И хотя мы должны, в меру наших сил, помогать людям в каких-то их житейских нуждах, но при этом мы не должны стремиться к тому, чтобы и наши собственные житейские нужды удовлетворялись, и другим мы этого желать вовсе даже не должны. Потому что для человека часто полезнее испытывать голод и разные беды, нежели жить в довольстве, — но только это должно происходить не по нашему решению и не по нашей вине, а промыслом Божиим, который будет регулировать это так, чтобы это было полезно человеку. Полезнее это бывает для того, чтобы человек задумался, кроме житейского, о чем-то другом, чем он будет жить, а не «о хлебе едином». И понятно, о чем именно нужно задуматься. Поэтому стремление служить людям в их житейских нуждах должно быть очень ограниченным; когда оно выдвигается на первый план, можно не сомневаться, что это искушение от диавола.

После этого случилось другое искушение: Господь был возведен диаволом на крышу иерусалимского храма (очень высокого здания), и диавол процитировал Ему Библию, стих из псалма, сказав: «Прыгни отсюда вниз, потому что сказано: “Ангелам Своим заповесть о тебе, на руках возьмут тя, да не преткнеши о камень ногу свою”». Действительно, в Библии так и сказано. И если Господь говорит нам и стихами этого псалма, и в других местах Библии, в том числе и в Евангелии, что ни один волос с головы нашей не упадет, — то чего же мы тогда боимся, почему мы не идем навстречу любым искушениям и сами на себя их не вызываем? Господь на это ответил другой заповедью Ветхого Завета: «Не искушай Господа Бога твоего». Действительно, может такое быть, что нас сбросят с высоты, а мы не разобьемся (и такие случаи я даже конкретные знаю), потому что Господь захочет продлить нашу жизнь; но сами мы не должны нарываться на такого рода испытания, надеясь на то, что Господь нас спасет. Потому что мы должны всегда использовать для нашего душевного и телесного спасения те средства, которые у нас в данный момент уже есть. В конечном счете нам их всегда будет не хватать, и тогда Господь будет их пополнять, иногда и каким-то чудесным образом, а часто просто через каких-то людей или обстоятельства. Это — Его дело. Его промысел будет восполнять все наши недостатки. Но если мы сами не захотим делать то, что мы можем (например, не прыгать с высоты и в прямом, и в переносном смысле, — а это мы вполне можем), то Господь не будет непременно нас спасать. Он уже дал нам силы и возможность не попадать в такие ситуации, и если мы в них все-таки попадаем, то это уже по нашей собственной вине, потому, что мы не хотим слушаться Господа; а если мы сами не хотим Его слушаться, то Он никому не навязывается силой.

И наконец, третье и самое главное искушение, которое можно назвать и первым, как источник всех искушений, — когда сатана предлагает Господу все царства мира, требуя взамен, чтобы Он ему поклонился, обращаясь к Нему не как к Богу, а как к человеку. И Господь отвечает ему тоже как человек, но как человек, знающий заповеди Божии: «Сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Это, конечно, искушение стремлением к превосходству, гордостью — тем, что отравляет, можно сказать, нам абсолютно всю нашу жизнь, проявляясь иногда непосредственно, а чаще всего через какие-то другие грехи; и это всегда то, что отделяет нас от Бога полностью — когда мы поклоняемся диаволу вместо Бога. Т.е. когда мы хотим утвердиться в своем превосходстве над другими, мы действительно это можем сделать, но только одним способом — поклонившись диаволу. А если мы этого делать не хотим, а хотим поклоняться только Богу, то мы не станем утверждать свое превосходство над другими; нас вообще это даже интересовать не будет.

И вот тем, кто утверждается в добродетели, противоположной гордости, т.е. в смирении, — тем и дается благодать мученичества. Потому что христианское мученичество во спасение души может вынести не тот человек, который привык терпеть физическую боль (это в таких случаях не помогает, потому что человек все равно ломается), и не те люди, которые обладают большой силой воли, и, тем более, не те люди, которые хотят как-то отличиться перед другими, показав, что они могут терпеть то, что другие вытерпеть не могут, — а те, которые имеют смирение, которые знают, что сами по себе они, может быть, ничего вообще вытерпеть не могут (и даже они не ошибаются в этом своем знании), и поэтому обращаются к Богу, Который восполнит все их недостатки в тот момент, когда это потребуется. И потому не надо бояться, что нам, может быть, в жизни предстоит что-то такое тяжелое для того, чтобы оставаться христианами, потому что все равно не в себе мы будем искать силы переносить это все, а Податель всяческих сил и средств подаст нам силы для того, чтобы пройти все испытания, какие нам нужны в земной нашей жизни, чтобы войти в Царствие Небесное. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz