чать, вероятно, имеет надписание: "отрекаюсь". …Таково будет надписание и печать во времена этого ненавистника добра, — та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Богу, и присоединяюсь к тебе и в тебя верую". Действительно, это именно будут возвещать пророки Енох и Илия, чтобы вы не веровали врагу, который имеет прийти и явиться… И вот всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своей; а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравнимым наказаниям, жесточайшим мучениям…" (Слово о кончине мира и об антихристе, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, 28–29).

Где в этом толковании место бессознательному принятию печати в виде какой-то "прививки", без поклонения антихристу, без отречения от веры?

Видимо, нынешние борцы с печатями возомнили себя уже Енохом и Илиею. Лучше бы они позаботились о том, как бы им уйти от своих еретиков-епископов. Ну, понятно — с печатями бороться ведь легче: исповедником прослывешь, шуму много…

Между прочим, я уверена, что многие журналисты сейчас просто делают на этом деньги, и не советую Вам верить всему, что пишут они об этом (например, что в Москве уже обманом "штампуют" детей и т.п.). Мы в Вертограде писали о бизнесменах, отказывающихся от ИНН "по религиозным соображениям" — а они ведь и в Церковь, поди, ни разу в жизни не заходили! И таких людей много.

Одни разводят истерию и делают на этом деньги. А иные и вовсе с ума сходят (на этой ли почве или на другой какой, но сумасшедших много: например, одна моя знакомая мне недавно заявила, что она "последний потомок дома Романовых" и даже "дочка Иисуса Христа"!!).

Я не хочу сказать, что мне сильно нравятся штрих-коды и магнитные ленты в паспортах, но такая вот "борьба" мне тоже не нравится. Она отвлекает людей от веры, от молитвы, от канонов и догматов, вводит истерические накрутки, страхи, и в конечном счете может привести в погибель (или, по крайней мере, в психушку) гораздо быстрее, чем все эти штрих-коды. (…)

Не советую Вам слишком увлекаться этим делом; это действительно не душеполезно; я это знаю еще по опыту даже МП, когда я одно время увлекалась подсчетами того, когда придет конец света, каковы уже признаки антихриста и т.п., но потом я заметила, что это для души оказывается весьма вредным; а Батюшка Александр, скажу еще, таких разговоров и изысканий вообще никогда не одобрял, говоря: "Сказано: о дне же то и часе и ангелы не знают!" Неужели все эти "борцы с антихристом" думают, что Антихрист будет такой дурак, что будет печатать людей столь примитивным образом, что не только истинно-православные, но и еретики будут протестовать (что мы сейчас и видим), — это он-то, который будет иметь целью "прельстить и избранных"! Это просто крайне глупо думать так. Святые отцы толковали печать эту духовно, а нынешние "отцы" считают, что это только вот телесная микросхема, да еще такая, которую могут в тебя всадить без твоего ведома или под видом прививки, — и тогда, мол, все, человек погиб. Такой взгляд, по-моему, есть просто богохульство. Потому что отсюда неизбежен вывод, что люди будут погибать не потому, что добровольно избрали антихриста и приняли его печать, а даже без своего ведома и согласия на принятие антихриста будут осуждены на заведомую погибель (по толкованию того же свт. Ипполита, после принятия печати человек "не будет иметь возможность знаменать [крестом] какой-либо из своих членов, но подчинится льстецу и ему будет служить — и раскаяния не будет в нем: он погиб, как по отношению к Богу, так и по отношению к людям"), — и Бог, значит, это допустит? Нет, как хотите, а то, что в этих присланных Вами листочках написано, со святоотеческим толкованием Апокалипсиса не согласуется.

Вот, значит, Н. нашей Церкви не доверяет, а МП-шным листовкам доверяет? Может, он скоро и какие-нибудь католические листовки на эту тему начнет распространять (наверняка у католиков тоже что-нибудь такое пишут)? Почему-то у нас люди часто объединяются не по принципу "за что", а — "против чего". А бывает и "за что", но это "что" — не Истинное Православие, а какие-то побочные идеи. Например, некоторые российские священники РПЦЗ стали сотрудничать с МП-шниками "против врагов России" (то бишь американского империализма, во время войны в Сербии), а РПЦЗ в целом стремится к объединению с МП по принципу "за единство русского народа"… Ну, и т.п.
(…)
Относительно "Тайны России" — я подобных книг принципиально не читаю. Этот МПшный стиль мне более-менее известен. (...) Отец Григорий об этой "Тайне России" отзывался скептически. Оно и из названия должно быть понятно. Россия как таковая — такое же государство, как и любое другое (тем более теперь). Господь никогда не обещал хранить какое бы то ни было государство, а обещал хранить Церковь Православную. И все, что в мире совершается, совершается ради Церкви. Так что если и есть какая-то "тайна", то она в том, чтобы хранить веру. К. Н. Леонтьев писал когда-то: "Русское Православие есть Православие византийское!"; "Вера в Христа, апостолов и святость Вселенских соборов, положим, не требует непременно веры в Россию. Жила Церковь долго без России, и если Россия станет недостойна, — Вечная Церковь найдет себе новых и лучших сынов". Это сущая правда, по-моему.
(...)
15 марта было заседание нашего Синода, на котором решено прославить во святых святителя Филарета (прославление будет, кажется, 1–2 мая).

Так что я радуюсь и веселюсь. Вот и дождались. Слава Богу!

На этом же заседании Синода Вл. Валентин был возведен в сан митрополита.

Молитесь об о. Григории и о всех нас.
(…)
Ну, вот и все.

До свидания.

Получите мое письмо, наверное, к Пасхе.

Христос Воскресе!

Татьяна.

27 марта 2001 г.

Разные материалы
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz