# --- Setup $setup{'id'}='210020832'; $setup{'user_timeoffset'}='0'; $setup{'site_link'}='http://elizova8295.narod.ru/'; $setup{'d_format'}='$dd$.$mo$.$yyyy$'; $setup{'t_format'}='$HH$:$mm$'; $setup{'w_format'}='$WD$'; $setup{'langp'}='ru'; $setup{'langu'}='ru'; $setup{'site_name'}='Персональный сайт'; # --- # --- GUID $setup{'guid'}='3015959469'; # --- # --- FullName $setup{'name'}='Narod User'; # --- # --- uEmail $setup{'email'}='narod@ucoz.ru'; # --- # --- EmVerify $setup{'em_verify'}=1; # --- # --- Logo $setup{'logo'}=q~Мой сайт~; # --- # --- Design $setup{'design'}='971'; $setup{'doctype'}=q``; # --- # --- Servs $setup{'servs'}={'gb'=>1,'mail'=>1,'news'=>1,'site'=>1}; # --- # --- UserSetup $setup{'users_setup'}={'respect_on'=>1,'avasize'=>150,'signlen'=>250,'pm_on'=>1,'avatar_upload'=>1,'inform_user'=>1,'inform_admin'=>1,'home_page'=>[1,0],'birthday'=>[1,0],'icq'=>[1,0],'aol'=>[0,0],'msn'=>[0,0],'yahoo'=>[0,0],'country'=>[0,0],'state'=>[0,0],'city'=>[0,0],'gender'=>[1,0],'signature'=>[1,0],'avatar'=>[1,0]}; # --- # --- Reg. Date $setup{'regdate'}='1366983503'; # --- # --- SiteMenus $setup{'sitemenus'}={1=>[0,'Основное меню сайта']}; # --- # --- SiteMenu1 $setup{'sitemenu1'}=[ ['Главная страница','/','',''] ,['Информация о сайте','/index/0-2','',''] ,['Гостевая книга','/gb','',''] ,['Обратная связь','/index/0-3','',''] ]; # --- # --- DiskSpace $setup{'add_diskspace'}=178979456; $setup{'last_dsrecount'}=1426625999; $setup{'ds_change'}=3; # --- # --- Setup $setup{'id'}='210004114'; $setup{'user_timeoffset'}='0'; $setup{'site_link'}='http://luna-francess.narod.ru/'; $setup{'d_format'}='$dd$.$mo$.$yyyy$'; $setup{'t_format'}='$HH$:$mm$'; $setup{'w_format'}='$WD$'; $setup{'langp'}='ru'; $setup{'langu'}='ru'; $setup{'site_name'}='Персональный сайт'; # --- # --- GUID $setup{'guid'}='3015959469'; # --- # --- FullName $setup{'name'}='Narod User'; # --- # --- uEmail $setup{'email'}='narod@ucoz.ru'; # --- # --- EmVerify $setup{'em_verify'}=1; # --- # --- Logo $setup{'logo'}=q~Мой сайт~; # --- # --- Design $setup{'design'}='971'; $setup{'doctype'}=q``; # --- # --- Servs $setup{'servs'}={'gb'=>1,'mail'=>1,'news'=>1,'site'=>1}; # --- # --- UserSetup $setup{'users_setup'}={'respect_on'=>1,'avasize'=>150,'signlen'=>250,'pm_on'=>1,'avatar_upload'=>1,'inform_user'=>1,'inform_admin'=>1,'home_page'=>[1,0],'birthday'=>[1,0],'icq'=>[1,0],'aol'=>[0,0],'msn'=>[0,0],'yahoo'=>[0,0],'country'=>[0,0],'state'=>[0,0],'city'=>[0,0],'gender'=>[1,0],'signature'=>[1,0],'avatar'=>[1,0]}; # --- # --- Reg. Date $setup{'regdate'}='1366981472'; # --- # --- SiteMenus $setup{'sitemenus'}={1=>[0,'Основное меню сайта']}; # --- # --- SiteMenu1 $setup{'sitemenu1'}=[ ['Главная страница','/','',''] ,['Информация о сайте','/index/0-2','',''] ,['Гостевая книга','/gb','',''] ,['Обратная связь','/index/0-3','',''] ]; # --- # --- DiskSpace $setup{'add_diskspace'}=178985600; $setup{'last_dsrecount'}=1426625999; $setup{'ds_change'}=3; # --- ю (хотя внешне, повторяю, это далеко не для всех образец). Потому-то этот эпизод и попал в его житие, что показался важным не столько для самого святого Венедикта, сколько для тех, кто писал его житие.

И другой принцип жизни, который сохранили для нас ученики святого Венедикта, формулируется простой латинской фразой: "Ora et labora". Это переводится на русский язык тоже в рифму: "Молись и трудись". Конечно, эта мысль не нова, потому что еще основателю монашества святому Антонию Великому в видении было открыто Ангелом, в чем должна проходить христианская жизнь, - именно в этих занятиях, в труде и молитве. Но такой вот краткий девиз оставил нам именно святой Венедикт Нурсийский. Почему же нельзя, скажем, просто молиться? Потому что мысль будет рассеиваться. Еще в IV веке египетские отцы писали, что для того, чтобы в самый начальный период собирать наши мысли от рассеяния при молитве (при этом рассеянность все равно останется, просто она не будет такой сильной), нам нужно трудиться. Трудиться нужно и для того, чтобы несколько усмирить тело, чтобы оно меньше чего-то там требовало и все время находилось в состоянии некоторого изнеможения (впрочем такого, чтобы мы были в силах совершать необходимые дела), но это, хотя и важная цель труда, но только вторичная. А первая цель труда - это именно уменьшение блуждания помыслов. Потому что, как писал еще в IV веке Евагрий, при занятии работой помыслы вынуждаются отслеживать что-то необходимое для совершения нашего труда и как якорем привязываются к одним и тем же мыслям, безгрешным, потому что труд наш должен состоять из безгрешных дел. И конечно, на этом якоре наши мысли все равно продолжает носить в разные стороны и дергать, но уже совсем далеко не унесет, пока мы держимся на этом якоре; это хотя и не то, что стоять на бетонной платформе, но все-таки и не то, чтобы совсем не на чем не держаться. Поэтому так вот и необходим труд.

Но с другой стороны, когда мы занимаемся какими-то трудами, мы не должны ими увлекаться. Мы должны помнить об этом, даже если наш труд имеет какую-нибудь цель и мы должны достигнуть какого-то результата, - а это так бывает чаще всего, потому что редко мы откровенно занимаемся, так сказать, плетением корзин для того, чтобы их потом не продать, а опять расплести на ветки, чтобы потом плести снова. Хотя некоторые египетские подвижники этим занимались, но вообще-то большинство из тех подвижников, которые плели корзины, плели их на продажу, т.е. все-таки нужен был какой-то результат. И мы тоже обычно занимаемся такими трудами, от которых ждем какого-то результата; но мы, ожидая этого результата и стремясь к нему в пределах разумного, должны помнить, что не в этом результате наше счастье, а наша задача состоит в том, чтобы просто заниматься чем-то таким, что меньше способствует рассеянию наших помыслов. Бывает, что и какие-то даже многопопечительные послушания мы берем на себя, и тут надо смотреть на вещи трезво: конечно, если бы мы могли пребывать в келье так, чтобы наши мысли при этом не блуждали, то не надо было бы брать на себя эти попечения; да и то, как мы видим из житий святых, всякие бывают ситуации - вот, святому Венедикту Нурсийскому тоже не удалось всю жизнь пробыть в одиночестве; но если мы хорошо знаем о себе, что окажись мы одни в келье, мы не будем так уж усердно молиться и наши мысли не будут все время сосредоточены на Боге, то тогда еще вопрос, не будем ли мы при каких-то многопопечительных послушаниях все-таки несколько более собранными. Потому что даже когда где-то бегаешь, когда нужно успеть сделать одно, другое, третье, четвертое, все равно при этом можно молиться, и какая-то степень внимания достигается. И очень часто по собственному опыту можно сказать, что при беготне лучше удается сосредотачиваться, чем при спокойном сидении дома в праздности или при исполнении чего-то механического. Потому что простая механическая работа, конечно, хороша, но далеко не все могут ею одной ограничиваться, хотя и без физического труда, если здоровье позволяет, тоже обходиться нельзя, надо как-то утомлять себя. Поэтому будем смотреть на святого Венедикта Нурсийского (очень хорошо, что на Западе, по крайней мере, раньше, были такие вот настоящие святые, которые сами были в Православной Церкви и являлись настоящими учителями Церкви) и будем стараться внутренне стяжать такое внимание сердечное, чтобы мы, может быть, иной раз и не замечали, что наступила Пасха, но главное - чтобы у нас все время было правильное состояние ума, какое должно быть и на Пасху, и в пост, и во всякое другое время. Спаси, Господи!

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz