О внутреннем трауре.
Слово в пятницу 3-й седмицы Великого поста,
после Литургии Преждеосвященных Даров, накануне Родительской субботы

15/28.03.2003

Обычай поминать усопших по субботам идет еще из ветхозаветной эпохи. Пост тогда был связан со скорбью об умерших; сейчас мы как бы возвращаемся к этому древнему смыслу поста, потому что и наши близкие могут в любой момент умереть, и у нас самих всегда есть "внутренний мертвец". Печаль по Богу и печаль мирская. Страх Божий изгоняет из человека все другие страхи.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы достигли, наконец, первой заупокойной великопостной субботы. Начиная со второй субботы Великого поста по субботам обычно совершается память всех от века почивших православных христиан, но в этом году она совершается только начиная с третьей субботы, потому что со второй субботой совпал праздник 40 мучеников, когда заупокойная служба по церковному уставу отменяется. А теперь наступает обычная великопостная суббота - день нарочитого поминовения усопших. Конечно, мы знаем, что абсолютно любая суббота является днем поминовения усопших. Но в заупокойные субботы Великого поста это более подчеркнуто в богослужении, и православные христиане еще в большей степени, чем в другие субботы стараются придти в храм, чтобы помянуть своих усопших. Вот именно поэтому мы сейчас отслужили после литургии заупокойную литию.

Этот обычай - поминать по субботам усопших - восходит даже не к тому времени, когда в субботу Господь лежал во гробе, а к гораздо более раннему, еще иудейскому. Несмотря на то, что у иудеев суббота была самым праздничным днем, несовместимым ни с каким трауром и заупокойными службами, еще в дохристианское время у тех людей, которые впоследствии стали христианами, появился другой обычай, а именно - в середину самых праздничных дней вставлять дни траура, потому что существовало пророчество о том, что "ваши праздничные дни обратятся в плач" (Амос 8, 10). Отсюда и идет обычай поста, потому что те обычаи, которые у христиан связаны с постом, изначально в ветхозаветную эпоху в иудейском мире были связаны с трауром, как это мы видим в книге Товита (где герою книги пришлось в праздник Пятидесятницы выходить из-за стола и погребать мертвеца) и книге Эсфирь (где героиня взяла на себя траур ради еще только лишь возможных, но так и не состоявшихся умерщвлений соплеменников, и вероятно, это произошло именно в пасхальные дни): лишение себя пищи, обычного омовения тела и перемены одежд, ношение всяких разодранных и плохих риз, посыпание головы пеплом - все это было первоначально выражением скорби о покойном, а потом стало аскетической практикой. Потому что даже если у нас сейчас физически никто не умер, нам все равно есть о чем скорбеть. И то, что сейчас в Великом посту у нас есть заупокойные субботы, это для нас имеет значение, скорее, возвращения к тому, каков изначальный смысл поста.

Мы должны помнить, что если даже у нас сейчас никто не умер, то все же в любой момент кто-нибудь из наших близких может умереть, и мы тогда почувствуем себя к этому совершенно не готовыми и будем думать, что вот, мы суетились, занимались какими-то совершенно не нужными вещами… Очень часто так бывает, что когда кого-то постигает смерть близких, он чувствует большую неуместность того, чем он занимался перед этим; вот, это и означает, что он вел себя не по-христиански. Потому что, живя по-христиански, мы должны заниматься только тем, что в любое время уместно, чтобы такого чувства не возникало.

Но самое главное, мы должны все время помнить о своем "внутреннем мертвеце", по святоотеческому выражению. В IV веке некто из святых подвижников египетских шел мимо кладбища, увидел женщину, причитающую над недавно похороненными своими близкими, и сказал ученику: вот, как она убивается по умершим, так мы должны плакать по своей умершей в грехах душе, - а мы совершенно не заботимся об этом. Поэтому внутренний траур у нас должен быть постоянно. Собственно говоря, пост - это и есть траур. Поэтому великопостные субботы и являются днями нарочитого поминовения усопших.

А если мы христиане, то должны всё понимать, прежде всего, внутренне, и поминовение усопших для нас должно служить напоминанием о нашем внутреннем трауре по нашей душе - трауре, который является не просто внешним исполнением обрядов, а тем, что способно действительно преобразить нашу душу. Поэтому христианская печаль, которая есть "печаль по Бозе", совершенно отличается от той печали, которая является одним из восьми греховных помыслов и одним из наиболее тяжких и основных грехов. Потому что в миру печалятся от того, что чего-то не имеют, что хотелось бы получить, или от того, что лишились чего-то; поэтому когда в миру печалятся, например, по утрате кого-то, кто умер, то печалятся именно потому, что утратили то, что было, утратили в физическом смысле. Такая печаль не по Богу, она греховна. А та печаль, которая у нас должна быть, не касается ничего земного - ни того, что мы не приобрели, ни того, что мы утратили или можем утратить; она не связана ни с каким страхом, кроме страха Божия или, иначе говоря, страха за нашу собственную душу, за ее окончательную участь в вечности. И если у нас будет этот страх, то он, как говорят святые отцы - парадоксально, но это так, - изгонит все остальные страхи. Потому что человек, который не боится Бога, начинает бояться всего подряд, даже верить во всякие приметы, в сны и во все, что угодно, - что мы и видим вокруг нас, а может быть, даже и в себе. А человек, который боится Бога, уже не боится ничего другого. Также если человек имеет печаль по Богу, то все остальные поводы для печали, которых может быть даже и очень много, не могут его потрясти до глубины души, потому что благодать Божия, которую человек стяжевает через покаяние и печаль по Богу, охраняет его от грехов, в том числе от греха печали не по Богу. Поэтому такой человек оказывается неприступен для мирской печали. И вот, да подаст нам Господь сохраниться от всякой печали и отчаяния, какие бывают в миру, и всегда, даже когда наступит Пасха и праздничные времена, продолжать внутренне иметь печаль по Богу, печаль о своей душе, и никогда, пока мы не вышли из этой жизни, не прекращать внутреннего траура, потому что время этой жизни - это исключительно время траура, т.е. покаяния, которым и является пост по своему внутреннему содержанию. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz