О пользе жизни в окружении самарян.
Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

12/25.05.2003

Самаряне оказались более готовыми к принятию Христа-Мессии, чем иудеи. Так и в наше время люди нецерковные часто оказываются более способными к восприятию истины Православия и принятию Истинной Церкви, чем те, кто сами себя считают православными. Общение с человеком нецерковным может быть более полезным, чем даже с православным. Надо относиться к окружающим так, как Христос отнесся к самарянам и не смущаться, если кто-то из православных такого отношения не поймет. Лучше жить в окружении нецерковных людей ("самарян"), чем в окружении внутренне безбожных православных ("иудеев").

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В сегодняшнее воскресенье Церковь приводит нам на память рассказ о встрече Христа с самаряныней, которая оказалась готовой принять христианскую проповедь и, что самое главное, принять Христа как Мессию, а не просто как какого-то очередного пророка, в гораздо большей степени, чем большинство иудеев. И не только эта самаряныня такой оказалась, но и целый самарянский город Сихарь оказался готов к принятию христианства, к признанию того, что Христос есть Мессия: они попросили Его остаться у них, и Он пробыл у них два дня, хотя Он был послан специально не к самарянам, а только к иудеям и среди иудеев должен был проповедовать. Но тем не менее, Он проповедовал самарянам, да еще так долго и так успешно, а у иудеев Он проповедовал гораздо менее успешно, и иудеи Его, наоборот, распяли.

Самаряне это были люди, исповедавшие религию, сходную с иудейством; от религии Ветхого Завета их религия отличалась тем, что многие важные вещи иудейской религии были ими забыты, или они просто о них никогда и не знали, а вместо этого они разделяли разные языческие суеверия, унаследованные ими от тех язычников, которые исконно жили на самарянских землях. И вот, эти люди, которые и верить-то наставлены были едва-едва и уж точно не принадлежали к Истинной Церкви, которой тогда была Церковь ветхозаветная, - они приняли Христа лучше, чем иудеи.

И это имеет очень большое сходство с нашим временем. Потому что в наше время довольно много людей, которые сами себя называют православными и ходят в какие-то церкви; но мало того, что они ходят в церкви, где исповедуется ересь экуменизма, а не чисто православная вера, где православием называется совершенно другая религия, которая только в ХХ веке стала вот так широко распространяться, - а эти люди даже и не думают об этом и думают о каких-то совершенно других вещах. И поэтому, действительно, часто бывает, что люди, которые ни в какую церковь не ходили, оказываются гораздо более готовы к принятию истинного христианства, чем те, которые уже много лет ходят в Московскую патриархию, в храмы, где поминают патриарха Алексия и других епископов-экуменистов. Потому что там уже дается просто какое-то особое воспитание и происходит какое-то внутреннее вырождение религии. И конечно, основа этого в том, что люди думают, что становятся православными просто потому, что пришли в церковь, которая называется православной. Точно так же иудеи думали, что принадлежат к Истинной Церкви ветхозаветной просто потому, что они родились иудеями и принимают участие в соответствующих обрядах. Но все оказалось совершенно иначе, и в наше время тоже все оказывается совершенно иначе.

Подавляющее большинство людей, которые сами про себя думают, что они православные (хотя сейчас таких людей на общем фоне осталось довольно-таки мало), внутренне совершенно не готовы меняться, и в этом они подобны ветхозаветным иудеям. Они получили какой-то душевный комфорт благодаря постоянному посещению храма, где происходит как бы такая бесплатная психотерапия, и им кажется, что в этом и состоит православная жизнь. Они уже не ищут православия, потому что думают, что его нашли. И в этом они совершенно подобны иудеям. А огромное количество наших современников, которые почти или совсем никогда не ходят и даже не заходят в церковь, они как раз ищут истину, но ищут ее вне Церкви, отчасти потому, что понимают, что в официальной церкви искать нечего.

Поэтому мы должны все время быть открытыми по отношению к тем, кто сейчас не ходит ни в нашу Церковь, ни в какую-то другую, - даже больше всего надо быть открытыми именно к этим людям. Мы должны это делать как на уровне нашей церковной организации, так и на уровне нашей личной жизни.

Именно от таких людей больше всего зависит будущее Поместной Российской Церкви. Будущее нашей Церкви зависит от того, какой наша Церковь будет, от того, кто и зачем в нее придет. Потому что число тех людей, которые сейчас в ней находятся, ничтожно мало, и оно будет или совсем умаляться, или увеличиваться, - а тогда, если будет увеличиваться, большинство составят те, кто сейчас не ходит никуда.

И в нашей личной жизни мы не должны думать, что наши православные знакомые, пусть даже члены Истинной Церкви, - это люди какой-то принципиально иной и лучшей породы, чем все прочие. Мы хорошо знаем, что даже пребывание в Истинной Церкви не освобождает моментально от разных дурных привычек и страстей, и очень часто мы общаемся друг с другом в миру именно по своим страстям и только содействуем умножению грехов друг друга (потому и нужна такая осторожность в общении). Но в то же время нас никогда не должно отпугивать само по себе нецерковное состояние какого-либо человека. Потому что, может быть, он про Церковь ничего не знает и совершенно нецерковный, но по своему внутреннему расположению души он этой Церкви ищет, и поэтому он, может быть, даже менее испорчен, и гораздо более полезным может быть общение с ним, чем общение с нами. Потому что мы много чего хорошего знаем, но мало что делаем, а делаем много плохого.

Поэтому будем помнить, что мы находимся в мире, который почти сплошь состоит из "самарян". Большинство наших современников - это не такие язычники, как были в древности, которые вообще ничего про христианство не слышали; многие из них относятся к христианству с какой-то симпатией и даже считают себя верующими; но представление о христианстве у них, если смотреть серьезно, совершенно нулевое - все очень расплывчато, на уровне каких-то неотчетливых стремлений. Поэтому мы должны помнить, как самаряне приняли Христа, и стараться относиться к нашим современникам - к этому самому большинству, которое о христианстве понятия почти не имеет, - именно так как Христос отнесся к самарянам. И хотя ученики Христовы не поняли, почему Христос так вот разговорился с самарянкой, но Он им объяснил, и после этого они поняли. Поэтому мы тоже не будем смущаться, когда среди членов Истинной Церкви кто-то нас не поймет, зачем мы общаемся с "самарянами". Мы знаем, что это, конечно, может быть, и трудно понять, но возможно, - и со временем, если объяснить, эти люди поймут.

Поэтому не будем думать, что мы сейчас живем в каком-то особенно плохом окружении и в каком-то особенно развращенном мире. Мир всегда был особенно развращен, и сейчас тоже, тем более, что последние времена приближаются, как ни крути. Но в то же время сейчас наш мир чем-то и лучше, потому что лучше иметь большинство современников-самарян, чем большинство современников-иудеев, как это было до революции, когда почти все поголовно вокруг были православными, а насколько они на самом деле были православны, показала революция, когда подавляющее большинство народа пошло за безбожниками, которые даже и не выдавали себя за верующих людей. Поэтому не надо нам такого православного окружения, а лучше пусть вокруг нас будет мало православных, но по-настоящему православных, и лучше мы будем жить с самарянами, чем с иудеями. Будем благодарить Бога за то, что Он дал нам жить в такое время, когда для нас в этом отношении меньше искушений и, может быть, легче спасаться, и попросим Его, чтобы молитвами всех тех, кто за нас молится сейчас и, может быть, будет молиться в будущем, Господь даровал нам жизнь вечную. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz