Зачем были нужны ветхозаветные пророчества о Христе.
Слово на Рождество Иоанна Предтечи

24.06/7.07.2003

Праздники рождества святых Церковь не совершает, за исключением праздников Рождества Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. У православных не было принято отмечать дни рождения. Праздник Рождества Иоанна Предтечи стал праздноваться в связи с праздниками Благовещения и Рождества Христова. Иоанн Предтеча был из семьи священника, но он совершал не то, что совершали другие священники. Иоанново крещение покаяния вошло в чин христианского крещения. Иоанн был последний из ветхозаветных пророков, говоривших о грядущем Мессии. Зачем нужны были ветхозаветные пророчества о Христе? Христианство - это не просто какое-то учение, а реальная жизнь со Христом. Нужно жить в Теле Христовом и иметь постоянную память Божию и молитву.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Рождества Иоанна Предтечи. Можно заметить, что очень редко мы совершаем праздник рождества какого-либо святого. Мы совершаем праздник Рождества Христова (и то он появился в Церкви довольно поздно как отдельный праздник, совершаем тоже не очень рано появившийся праздник Рождества Богородицы, и больше мы не совершаем праздников рождества каких-либо святых, за одним исключением - Иоанна Предтечи. Более того, если мы посмотрим, кто в Ветхом и Новом Завете совершает праздник своего рождества, то все это будут далеко не самые лучшие примеры. В Новом Завете это будет Ирод, а Ветхом Завете - царь Валтасар, и эти примеры, конечно, не вдохновляют нас на празднование дней рождения. И у православных людей никогда не было принято праздновать свой день рождения; это придумали протестанты - праздновать дни рождения, - а в православной, да и в католической традиции этого никогда не было. Но это не означает, что праздновать дни рождения - это какой-то грех; вот, празднуем же мы Рождество Христово и Рождество Богородицы, а вот сегодня - Рождество Предтечи. Почему? Почему ради Иоанна Предтечи сделано исключение?

Это отчасти можно понять из богослужения и из Евангелия, а еще больше - из даты, на которую приходится этот праздник. Она точно рассчитана по дате Благовещения, потому что когда прошло шесть месяцев с того дня, когда Елисавета зачала Иоанна Предтечу, происходит Благовещение и вскоре после него встреча Елисаветы и Марии. И таким образом, получается, что события, связанные с Рождеством Христовым, дата зачатия Христа Девой Марией тесно связаны в евангельском повествовании, в Евангелии от Луки, которое мы сегодня читали, с датой Рождества Иоанна Предтечи. И действительно так и стал праздноваться этот праздник, дата совершения которого зависит от дат Рождества Христова и Благовещения. И эта история праздника лишний раз подчеркивает, что Иоанн Креститель действительно был предтечей по отношению ко Христу. И сама дата его рождества для нас важна как дата, предшествующая Рождеству Христову, и такова была вся его жизнь. В чем же она состояла?
Мы видим из евангельского рассказа, что он родился в семье священника, а значит, в семье священников, потому что священническое служение в Израиле было наследственным, и значит, все предки Иоанна по мужской линии были священниками. В то же время мы видим из евангельского рассказа о деятельности Иоанна Предтечи, что он, будучи по происхождению священником, вел себя не так, как другие священники. Он не участвовал в храмовом богослужении и совершал то, чего не делали обычные священники, а именно, крещение покаяния, которое стало так важно впоследствии в христианстве. Потому что и в нашем христианском крещении вода, которая в него входит (только в исключительных случаях крещение может совершаться без воды - например, кровью или песком), эта вода - из крещения Иоаннова. Поэтому оно никуда не делось, это крещение, и по-прежнему для нас важно.

Получается, что Иоанн Предтеча проповедовал, сам еще пребывая в Ветхом Завете, пришедший Новый Завет. Но мы знаем, что Новый Завет проповедовал не он первый, потому что само это выражение идет от пророка Иеремии, который жил еще в VI веке до Рождества Христова. И о том, что придет Мессия, Который даст Новый Завет, сказано еще в Ветхом Завете. И последний, кто в Ветхом Завете говорил об этом уже ясно, что Мессия уже пришел, - это как раз и был Иоанн Предтеча. Почему же это было важно, чтобы кто-то об это сказал, предсказал, объявил? Зачем вообще нужны были эти пророчества?

Вот зачем. Если бы Христос просто пришел, но заранее о Нем не было бы откровения Божия через пророков, то никто и не узнал бы, Кто Он такой, никто бы этого не понял. И так мало кто это понял и узнал Его, а если бы не было церковного богооткровенного ветхозаветного учения о том, какой Мессия должен придти, никто бы вообще не уверовал во Христа. И потому Христос, когда приходит, говорит: "Я тот, Которого проповедовали пророки". Последним из этих пророков оказывается Иоанн, и потому так важно, что Иоанн засвидетельствовал, что Иисус и есть Агнец Божий, т.е. Христос и Мессия.

Из этого как раз и видно, что христианство пришло не в качестве какого-то нового учения, а в качестве такого учения, которое уже было дано миру через ветхозаветных пророков и в последнюю очередь и в наибольшей степени через Иоанна Предтечу. И поэтому совершенно безумны те, которые считают, что христианство состоит просто в каком-то учении. Для того, чтобы было учение, Христос не нужен. Наоборот, учение было дано для того, чтобы мы могли узнать Христа. А христианами мы становимся не потому, что усваиваем какое-то учение, пусть даже из уст Самого Спасителя, а потому, что мы реально живем вместе со Христом.

А что это означает? Это означает, что мы душой и телом стараемся жить так, как учит Христос. Телом мы стараемся воздерживаться от всего, что его оскверняет, и стараемся как можно чаще участвовать в Евхаристии, чтобы наше тело соединялось с Телом Христовым. А в душе мы тоже, разумеется (и прежде всего в душе), должны держаться подальше от всего, что нас оскверняет, т.е. от греховных помыслов, но это невозможно сделать иначе, как через обращение ко Христу. Поэтому постоянным нашим помыслом должна быть внутренняя молитва. Только то, что делается на основании внутренней молитвы, может быть для нас полезно. А все, что делается с потерей этого основания, оно, даже если по видимости своей не греховно, а как бы нейтрально (такое бывает), все равно приведет к греховным и плохим результатам. Поэтому надо все время держаться по внутреннему и по внешнему человеку Самого Христа. Т.е. важен именно Сам Христос, а не Его учение. Его учение - это только средство, чтобы Его узнать и с Ним соединиться, а цель - это Он Сам. Поэтому, конечно, безумны тел люди, которые считают, что христианство - это какая-то система морали или просто какое-то руководство к тому, как людям нужно жить, подобное какому-нибудь конфуцианству, только, может быть, более правильное. Христианство - это вообще принципиально другое, это жизнь во Христе, т.е. жизнь в Боге. Но для того, чтобы эта жизнь у нас была, мы должны ей учиться, и потому в христианстве, конечно, тоже есть учение.

Поэтому будем христианами, будем христианами и по душе, и по телу. Для этого телом мы должны пребывать в Истинной Церкви и причащаться Святых Христовых Таин, а душой мы должны пребывать в Иисусовой молитве, потому что без внутренней молитвы и без памяти Божией нам не поможет даже пребывание в Истинной Церкви, и окажется, что мы зря в ней пребывали. И даже более того, мы тогда будем подлежать еще большему осуждению, чем те люди, которые о Церкви вообще ничего не знали и жили без памяти Божией. С нас спросится больше. Поэтому будем внутренне молиться, будем стараться, чтобы никакая мысль ни на какую тему у нас не возникала отдельно от молитвы, чтобы все шло в сопровождении внутренней памяти Божией и молитвы, - и тогда можно надеяться, что молитвами Своего Предтечи, который учил именно этому, Господь нас помилует и приведет с собой в Царствие Небесное. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz