О прощении обид.
Слово на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

14/27.09.2003

Праздник Креста продолжает иудейский праздник Дня Очищения. Чтобы примириться с Богом через Крест, мы должны примириться друг с другом. Как узнать, обижаешься ли ты на кого-то? Надо интересоваться не тем, кто нас любит или не любит и кого мы любим или не любим, а только тем, как исполнить волю Божию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который установлен в память обретение Креста царицей Еленой. Но на самом деле этот праздник, как об этом говорят и древние отцы Церкви, например, святой Ефрем Сирин, продолжает иудейский праздник Дня Очищения. В ветхозаветное время было у иудеев два главных праздника (точнее говоря, их было три, но два из них сливались в один) - Пасха и День Очищения. И вот, оба они перешли, только изменив, конечно, свое содержание, в новозаветную христианскую Церковь. А изменили они свое содержание потому, что все установления Ветхого Завета, в том числе и все праздники, которые были у иудеев, всегда являли собой указание на то, что имеет открыться впоследствии, с пришествием Мессии, - на христианство. И вот, подобно этому и праздник Дня Очищения перешел в Церковь христианскую. И до сих пор мы в этот день храним пост. А почему этот день постный? Потому что точно так же еще в Ветхом Завете в праздник Дня Очищения был положен пост, иудеи и сейчас соблюдают однодневный пост в праздник Дня Очищения. Точно так же он есть и у христиан.

А что же общего между Христом и этим иудейским очищением? Уже в самом богослужении очень много общего, потому что в День Очищения, как написано в Книге Левит, первосвященник входил во Святое Святых с кровью козлей и окроплял ею очистилище, т.е. верхнюю крышку Ковчега Завета, которая была так устроена, что могла собирать в себя кровь, и была сделана из негниющих древ. Подобно Ковчегу Божию, и Крест Господень был сделан из негниющих древ. Только вместо крови жертвенного животного Крест Господень окропила кровь Агнца, закланного за грехи мира. И как в Ветхом Завете за грехи всего народа, так и кровь Христова пролилась за грехи всех людей, уже не только народа иудейского, а всех тех, кто захотел примкнуть к народу Божию, Новому Израилю. И поэтому неудивительно, что один праздник продолжает другой - праздник Креста продолжает праздник Дня Очищения.

Но День Очищения это также был день, когда прощались долги, когда оставляли друг другу всякие обиды и невыполненные обязательства, и когда нам особенно уместно вспомнить слова молитвы Господней: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Потому, если мы хотим через пролитую на кресте кровь Христову примириться с Богом, мы должны, как об этом многократно говорится в Евангелии по другим поводам и как сказано в молитве "Отче наш", примириться друг с другом. То есть мы должны примириться, собственно говоря, со всеми - по крайней мере, примириться настолько, насколько это возможно с нашей стороны. Потому что примирение есть дело обоюдное, и мы не можем нести ответственность за другую сторону, не можем нести ответственность за то, простят нас или не простят; но мы должны со своей стороны простить и тем самым (потому что это самое главное условие) сделать все, чтобы нас простили те, кого мы обидели. Мы должны постараться исполнить то, что мы кому-то обещали, а если не можем исполнить, то покаяться в этом и попросить прощения у людей, которых мы подобным образом подвели; ну, а самое, конечно, главное - это не в деловых, а именно в душевных отношениях простить всем долги. Потому что мы не можем думать, что сегодняшний праздник, и вообще Крест Христов, и вообще христианство принесет нам какую-то пользу, даже если мы будем в Истинной Церкви и будем молиться, исповедаться и причащаться, если мы сами будем держать на кого-то обиды.

Но нам может показаться, что мы не держим вроде бы ни на кого никаких обид. Потому что, конечно, хорошо, если мы замечаем свои обиды, потому что тогда нам легче с ними бороться, тогда мы просим у Господа сил на покаяние и либо сразу, либо не сразу наши обиды уходят; но к сожалению, гораздо чаще мы думаем, что мы не обижаемся на кого-либо и потому не просим у Господа силы оставить эти обиды. Но на самом-то деле мы обижаемся, но просто не хотим себе в этом признаться. А как это узнается? Когда мы, например, узнаем, что с человеком, на которого мы в обиде, происходит что-нибудь плохое, мы испытываем чувство, не дай Бог, радости или какого-то удовлетворения, - а это значит, что мы что-то против него имеем. Если у людей какие-то нехорошие планы, - тогда мы можем радоваться тому, что эти планы не удалось реализовать. Но одно дело - радоваться тому, что не осуществились какие-то злые намерения, а другое дело - радоваться чьему-то несчастью. Если какой-то человек, пусть он даже трижды затевал что-то нехорошее, оказывается в беде, нам здесь радоваться совершенно нечему. Конечно, слава Богу, если человек не получил сил сделать какое-то зло, но в то же время весьма огорчительно, что этого удалось добиться только путем нанесения этому человеку какого-то ущерба. Потому что мы можем знать про других и про себя, что Господь из всех возможных решений выбирает самое милостивое, в отличие от того, что могли бы выбрать мы; и если действительно нельзя было остановить человека более мягкими средствами, то значит, нельзя. Мы должны это понимать и в отношении других, и в отношении себя. Но когда с другим человеком что-то происходит, и мы об этом узнаем, то мы по своей реакции можем судить, обижаемся мы на этого человека или нет. У нас никогда не должно возникать того, что в Советском Союзе называлось "чувством глубокого удовлетворения", по поводу того, что у кого-то случилось какое-то несчастье или не удались какие-то планы, пусть даже и плохие. Потому что одно дело - наше удовлетворение по поводу того, что не сбылись какие-то злые планы, а другое дело - наше отношение к человеку, который вынашивал эти планы. Здесь ни в коем случае нельзя позволять себе увлекаться чувствами злорадства, мести и подобными, которые возникают у нас от обиды.

Поэтому будем все время помнить изречение святого аввы Дорофея о том, что человек, который начинает сам обижаться на обидевшего, подобен собаке, которая бросается грызть брошенный в нее камень. Потому что никакой человек не является для нас источником зла, хотя, может быть, сам для себя он и является источником зла - но ни в коем случае не для нас. Для нас источником зла является только наша злая воля, которая делает необходимым для нашего смирения и исправления какое-то зло в нашей собственной жизни. Приходит ли это зло через каких-то людей или через стихийные бедствия - это совершенно неважно, потому что все это попущено Богом по необходимости, а сам по себе никакой человек нам ничего сделать не может ни плохого, ни хорошего, потому что все от Бога. И наша любовь к людям должна исходить не из того, что они делают нам что-то хорошее, потому что это, прежде всего, Господь, а не они делают нам хорошее, - а из того, что есть заповедь о любви к ближним. И мы должны сами стараться быть орудиями Божиими, чтобы делать добро всем остальным. Вот это и будет любовь Божия. А если у нас будет любовь человеческая, то тогда будет и ненависть человеческая, и мы кого-то будем любить, а на кого-то обижаться, - а тогда получится, что Крест Христов для нас бесполезен, потому что мы сами не хотим сделать того, о чем просим Бога в отношении себя. А Господь нам в Евангелии совершенно ясно говорит, что Он не будет нас спасать и прощать, если мы сами не прощаем.

Некоторые люди говорят, что вот, как трудно жить по-христиански. Если жить мирскими интересами, то жить по-христиански не то что трудно, а просто невозможно; не стоит и начинать. Если же все-таки хочется жить по-христиански, то надо понимать, что тогда и интересы должны быть другими. Тогда мы не должны интересоваться тем, кто нас любит, а кто нет, кого мы любим, а кого не любим, кем из людей мы интересуемся, а кем нет, - а должны интересоваться только волей Божией, чтобы она совершалась относительно нас, а через нас относительно всех прочих людей. И тогда мы не будем ни на кого обижаться и будем стараться всем приносить то маленькое добро, которое, может быть, Господь через нас захочет сотворить. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz