О бесовских кознях.
Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

27.10/9.11.2003

История изгнания легиона бесов из человека. Исцеленный сам пришел ко Христу и после исцеления стал Его проповедником. А люди страны Гергесинской оказались внутренне более бесноватыми, чем этот исцеленный, т.к. попросили Христа уйти от них. Свиньи - образ грехов. Бесы исповедали Иисуса Сыном Божиим, но это им не принесло пользы; так и нам не принесет пользы правильное знание чего-то христианского, если мы не употребим его для своего спасения. Бесы обманывают, говоря правду, но примешивая к ней ложь; так и ереси возникают.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы слушали в Евангелии рассказ о том, как Господь в стране Гергесинской изгнал бесов в количестве целого легиона, т.е. очень большого числа, из некоего бесноватого, с которым не могли справиться жители той страны, потому что он даже цепи разрывал и убегал. И когда эти бесы вышли, то они сами попросили, чтобы им войти в стадо свиное, которое паслось неподалеку, и когда бесы вошли в свиней, они все бросились в воду и утонули. И рассказ об этом, услышанный нами сегодня в Евангелии, прежде всего показывает нам, кто такие бесы, и во многом рассказ этот именно о бесах - об их природе и о том, как они живут среди нас. Можно сказать, что это рассказ о бесах среди нас. Хотя, казалось бы, рассказ этот совершенно противоположного рода, потому что там описан такой бесноватый, какие обычно встречаются очень редко, и среди нас таких нет. Но оказывается, что там еще неизвестно, кто более бесноватый - этот ли человек или люди, которые жили с ним и считались нормальными. Вспомним, что этот человек все-таки сам пришел к Иисусу и хотел исцеления, и поскольку он хотел, то помощь Божия пришла к нему, и он действительно исцелился. И когда он исцелился и увидел на себе силу Божию, которую он познал даже лучше, чем люди, которые видели его беснование, он сам захотел ходить за Иисусом и все оставить. А Господь ему сказал, чтоб он за Ним не ходил, а свидетельствовал о Нем в своей стране - чтобы он шел домой, но не просто чтобы жить, а чтобы свидетельствовать о силе Божией. Т.е. этот человек, после того, как исцелился, стал проповедником Сына Божия.

Но совсем иначе повели себя люди той страны Гергесинской, где жил этот бесноватый. Эти люди вроде бы вели себя нормально, и по сравнению с ними этот человек назывался бесноватым, а они считались здоровыми. Они тоже были свидетелями исцеления и вроде бы убедились, что это было чудо. Но что же они сделали? Они тоже захотели идти за Христом или стали просить, чтобы Он остался с ними, как это сделали в другом случае самаритяне из града Сихарь? Они не сделали ни того, ни другого, а наоборот, попросили Его поскорее уйти от них - им не нужны были такие чудотворцы. Вот, вроде бы они не были бесноватыми, а повели себя хуже бесноватого, т.е. можно сказать, что на самом деле они внутренне были более бесноватыми, чем он, проявлявший свое беснование внешне.

А почему же они так повели себя? Потому что Христос нанес им ущерб: они ведь продавали этих свиней, которых они лишились в результате Его чуда. Тут надо еще понимать, что эти люди не были иудеями, и потому они занимались свиноводством, которым иудеи не занимались; но конечно, тут есть и некий символический смысл, потому что сама история, исторические факты имеют символический смысл, а тут этот смысл даже подчеркнут. Ведь свиньи в Священном Писании - это образ всего скверного, и стадо свиней, которых выращивали эти люди, это масса их собственных грехов, в которых они пребывали, как свиньи. Но когда Господь их этого лишил, т.е., вроде бы, избавил их от грехов, потому что избавление от этого свиного стада можно понимать как прощение согрешений, то они согрешили еще хуже, потому что без грехов они почувствовали себя совсем дискомфортно, они испугались и попросили, чтобы Господь от них ушел, - т.е. согрешили еще больше, чем раньше.

И хотя сами по себе жители страны Гергесинской не являют нам примера христианского или хотя бы иудейского благочестия, но зато в этой истории нам являются непосредственно бесы. Потому что этот евангельский рассказ является первым рассказом о том, что кто-то исповедал Христа Сыном Божиим, - и это сделали именно бесы, именно в этом рассказе, который мы сегодня слышали, когда они говорили, что Он пришел их прежде времени мучить. "Иисусе, Сыне Божий", - так они к Нему обращались. Еще даже Апостолы не были так уж уверены в том, что Иисус есть Сын Божий, и даже когда они в этом уверились, то потом все равно разуверились при Его страданиях, - а бесы гораздо раньше и без всяких сомнений не только веровали в Сына Божия, но и знали, что это Он. Конечно, некоторые святые отцы говорят, что когда ад поглотил Иисуса как человека, то он был обманут. Так тоже, конечно, можно сказать; но все, что мы говорим о неземной реальности человеческим языком, оно несколько несовершенно, и мы не должны удивляться, если на самом деле все совершенно наоборот, потому что Евангелие и для того, и для другого дает нам основание, - что бесы были первыми, исповедавшими Иисуса. И это заметили, конечно, и многие святые отцы, толковавшие Евангелие. Потому бывает так, что кто-то или, может быть, мы сами открывает православную веру для других или для себя, но, к сожалению, это совсем не говорит о том, что этот человек во всем заслуживает какого-то полного доверия. Потому что, конечно, в чем-то этот человек заслуживает доверие - в том, что он что-то правильное сказал; но вот и бесы тоже иногда что-то правильное говорят - например, Христа называют Сыном Божиим. Но это больше ничего не означает. Потому что если мы и знаем что-то хорошее и правильное, пользу это нам принесет только тогда, когда мы это знание употребим для своего спасения. Бесы свое знание употребили не для своего спасения, а для того, чтобы войти в стадо свиное и утопить его.

И вот, когда мы думаем, что нам что-то открыто из божественных тайн - а это так и есть, потому что ни один человек не может придти в Церковь и даже, более того, уверовать в Иисуса, будучи еще вне Церкви, если ему не открыты какие-то тайны Божии, - из этого еще совершенно не следует, что это знание будет для нас спасительным. Оно нам дано для того, чтобы стать для нас спасительным, но станет оно таковым только в том случае, если мы будем себя соответствующим образом вести, т.е. не так, как бесы или жители страны Гергесинской, а так, как исцеленный бесновавшийся.

И еще из этого же рассказа можно увидеть, какая цель у бесов, когда они пасут род человеческий. Потому что когда они вселились в бессловесных животных, у которых нет разума и вечной души, они погубили их физически - ввергли в самоубийство. Но у человека есть бессмертная душа, и бесам важнее всего именно душу погубить, т.е. ввергнуть нас в духовное самоубийство. Для этого они, когда могут, ввергают нас и в физическое самоубийство, но чаще они даже без этого обходятся; может быть, для них это слишком трудно и даже как бы и не нужно, потому что можно и без этого обойтись, чтобы ввергнуть нас в духовное самоубийство. То есть мы следуем бесам подобно вот этим самым свиньям - если не физически, то, по крайней мере, духовно самоубиваемся. И вот, надо читать такие истории, как сегодняшняя - для того они нам и даны, - чтобы учиться не верить бесам и не подчиняться им. Это не значит, что бесы никогда не говорят правду. Они говорят правду очень часто, но на самом деле правдой является не какая-то отрывочная информация, даже и истинная, как, например, повторение богодухновенных слов, а все сообщение в целом, которое содержит побуждение к тем или иным поступкам. И вот, сообщения бесов в целом всегда лживы, хотя правдоподобны на вид, - ведь ложь всегда наиболее правдоподобна тогда, когда в ней есть доля правды. Например, мало какой человек сознательно согласится принять яд. Но очень многие люди принимали яд и отравлялись либо потому, что пища была специально кем-то отравлена, либо потому, что она была испорчена, - в силу того, что этот яд содержался в хорошей на вид еде. Вот, то, что нам говорят бесы, - это обычно по внешнему виду тоже какая-то более или менее хорошая еда, пригодная для употребления. То есть когда бесы нас обманывают, они нам в основном говорят правду, и только чуть-чуть добавляют чего-то другого, что искажает общую перспективу, - и эта правда содействует только тому, чтобы мы скорей отравились.

И вот, как в быту это бывает, так и в том, что касается самих основ нашей веры. Потому что очень многие, например, говорят, что веруют во Христа, и дальше говорят очень много слов о православной догматике, о том, как именно они веруют во Христа; но где-то что-то оказывается не так, и так возникают всякие ереси и расколы, в которые можно легко попасть и всю жизнь думать, что мы находимся в истинной Церкви, а на самом деле все будет совершенно не так.

Вот сколько разного преподается нам в сегодняшней евангельской истории. Но самое, конечно, главное, это человеческая психология: мы не считаем себя бесноватыми, и поэтому, когда приходит Тот, Кто может нас исцелить от нашего беснования, которое мы не хотим за собой признавать, то мы первым делом стремимся Его выгнать от нас, потому что тяжело нам Его общество. Еще в Ветхом Завете было сказано, в Премудрости Соломоновой: "Тяжек есть праведный для неправедных". Поэтому будем стараться уразумевать козни бесовские и не доверяться тому, что бесы говорят нам, а будем идти за Господом, который может нас исцелить. Аминь.

Проповеди за 2003 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz