Пост как время боевых учений.
Слово в пяток 2-й седмицы Великого поста.

21.02/5.03.2004

Самое время дать себе отчет в том, что для нас вообще значит поститься. Пост как тренировка в воздержании от излишнего и стяжания тех навыков, которые надо сохранить, когда пост закончится. Чтобы понять, что такое Великий пост, надо посещать будничные богослужения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вот и заканчивается пятница второй недели Великого поста. Это такой день, когда мы должны спохватиться и понять, что уже не только успел начаться Великий пост, а уже прошла заметная его часть, мы уже начали поститься так, как собирались, - и что же мы видим? Действительно ли мы начали поститься, и что такое вообще для нас означает поститься? Вот, сейчас как раз самое время дать себе отчет в том, что для нас вообще значит поститься. Потому что, конечно, для всех вообще постящихся людей пощение предполагает какое-то ограничение в еде, но, конечно, это только первое, но не главное. А вообще говоря, пощение предполагает ограничение человека во всем, что ему не нужно. Я уж не говорю о грехах, которые нам ни в каком количестве не нужны, но даже в каких-то вещах, которые нам нужны, мы можем себя ограничить, потому что они нам могут быть нужны в меньшем объеме. Это касается и отдыха, и сна, и общения с людьми, и каких-то видов деятельности, может быть, даже необходимых в быту; по крайней мере, мы должны стараться в пост сократить до прожиточного минимума те вещи, которые в нашей жизни должны присутствовать, но которые не должны в ней занимать никакого места сверх того, которое Бог им назначил конкретно в нашей жизни. И вот, все нам необходимое мы ограничиваем до разумного минимума для того, чтобы понять, что нам необходимо в действительности.

Действительно, пост это время относительно краткое, даже Великий, который длится 7 недель; по сравнению с общей продолжительностью года это время краткое, и поэтому мы можем немножко больше напрячься в это время, чем в остальную часть года, и отказывать себе в чем-то, в чем мы во все остальное время в такой степени отказывать себе не можем. И вот так мы можем увидеть, в какой мере нам в течение остального года необходимо есть, необходимо спать, необходимо отдыхать, какое нам необходимо молитвенное правило. Так, скажем, какое-то правило мы выдерживаем в пост, но все время так не можем - да и не надо; но по окончании поста мы можем что-то из усвоенного сохранять постоянно. И вот, для того чтобы нам все время быть в некоторой боеготовности - потому что христиане все время должны быть в состоянии боеготовности, если выражаться по-военному, - для этого нам и дается пост. Это время учения. Конечно, сам по себе пост не есть еще полноценная битва с диаволом, которая наступает для каждого из нас не по церковному календарю, а неожиданно, и в каком-то смысле она продолжается всегда; но это битва тренировочная, для того чтобы нам, если и тяжело в учении, было бы полегче в бою.

И вот, сейчас, когда почти прошли уже первые две недели поста (и эта неделя была временем обычного поста), мы можем сказать, действительно ли нам было так уж трудно в учении или мы можем наложить на себя какой-то больший труд. Если мы нашли какой-то благоприятный для нас ритм, то надо стараться так и держать, чтобы дальше наш пост не ослаблялся. И надо, конечно, стараться, насколько это возможно, насколько это нам удастся в течение Великого поста, все время ходить в церковь, исповедаться и причащаться. Потому что если ходить в церковь только по субботам и воскресеньям, то это, конечно, хорошо, но надо знать, что в эти дни богослужение не постовое, и сами эти дни не вполне постные, и потому невозможно понять, что такое Великий пост, если ходить на службы только по субботам и воскресеньям - хотя и это необходимо, а во время Великого поста тем более. Но именно будние дни Великого поста дают понимание того, зачем нужен пост; в это время за богослужением нам это все объясняется; и особенно, может быть, в этом отношении полезна литургия Преждеосвященных Даров, которая требует полного или по возможности полного поста перед вкушением Святых Христовых Таин, и позволяет нам более сосредоточенно провести этот день, время до причастия. Так что надо стараться, если есть возможность, причащаться на литургии Преждеосвященных Даров и вообще в церковь ходить почаще во время Великого поста. Также великое для нас благо - это земные поклоны, потому что они как-то меняют наше душевное состояние, хотя, может быть, даже и непонятно, почему они так на него влияют, но, тем не менее, влияют; и именно в великопостном будничном богослужении особенно много поклонов, и это само по себе для нас полезно, и если мы не можем посещать по будням богослужения, то хорошо дома ежедневно в будние дни, кроме субботы и воскресенья, делать определенное количество земных поклонов, кто сколько может. Господь да подаст нам сейчас, пока еще есть время, пока еще даже не преполовился Великий пост, настроиться на то, чтобы пройти его так, как это нужно именно нам, именно сейчас, в этом году, - так, чтобы нам действительно было трудно в учении, а не легко, но чтобы эта трудность не была чрезмерной, чтобы она была для нас выносимой, и чтобы когда время Великого поста закончится, мы могли бы что-то из этих навыков себе оставить навсегда, и так постепенно мы дойдем до Царствия Небесного. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz