О христианской смерти для мира и "бесстрастии" йогов.
Слово в среду ваий

18/31.03.2004

Воскрешение Лазаря - образ воскрешения ума покаянием и смерти для мира. Христианское бесстрастие это не "бесстрастие" йогов. Почему важно чаще ходить на богослужения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сейчас идет седмица, которая называется Седмицей Ваий, когда мы готовимся к празднику воскрешения праведного Лазаря и к следующему за ним празднику Входа Господня в Иерусалим. Мы знаем, что Великий пост состоит из двух частей, и последняя его часть совершенно особенная; но как Великий пост оканчивается Пасхой, так и Святая Четыредесятница оканчивается воскрешением Лазаря. Воскрешение Лазаря было совершено для того, чтобы заранее показать, как могут воскреснуть мертвые, и в прообраз воскресения Христова. Вот так же мы сейчас готовимся через несколько дней встретить воскрешение Лазаря. И, начиная с понедельника, песнопения текущей седмицы говорят о том, что Лазарь заболел; в среду говорится, что он умер, в четверг, который уже наступил по богослужебному счету, - что он второй день во гробе.

И вот, сейчас идут те самые дни, которые прошли между смертью и воскрешением Лазаря. И богослужение этих дней объясняет нам, как это применимо ко всей нашей жизни, к жизни каждого из нас. Если это обобщить, то двояко. Во-первых, наш ум умирает грехами, и если мы каемся, то через покаяние Господь нас исцеляет, - и это то воскрешение Лазаря, которое должно происходить в нас. А во-вторых, в другом смысле, мы должны быть мертвыми для мира. Если мы хотим, чтобы Господь воскресил нас, как воскресил Он Лазаря, то мы должны для мира умереть. И подобно тому, как Лазарь, когда его мертвое тело лежало в мире, не интересовался ничем из мирских дел, и мы не должны ничем из мирского интересоваться. Но конечно, не интересоваться не внешне, а на уровне духовном. Потому что не интересуются ничем из мирских дел люди, у которых, например, повреждена психика, или которые просто душевно тупы и черствы, - и все это не является христианской добродетелью; это или вещи нейтральные по отношению к пороку и добродетели (как например, болезни), или явные пороки. А худший из подобных пороков - это то, что делают йоги, которые становятся бесстрастными не ради Бога, а потому, что всю свою жизнь подчиняют одной, но самой большой страсти - самоутверждению и гордости. Для того, чтобы достигнуть какого-то внутреннего могущества, это люди совершают различные подвиги, отказываются от меньших соблазнов и становятся как бы бесстрастными для мира, потому что когда они общаются с другими людьми, то они бесстрастны, т.к. их не волнует ничто из того, что заботит других людей; а вот на более глубоком уровне они оказываются очень страстными, поскольку гораздо больше, чем другие люди, поглощены сами собой и своею собственной гордостью. Снаружи это может и не проявляться, потому что гордый может и не искать одобрение окружающих, которые ему по сути безразличны, потому что он только сам себя признает в качестве оценщика; но тем не менее, такая гордость есть худший из пороков, который достаточен для погибели человека, даже если больше он ничем не согрешит. Дай Бог нам не впасть в этот грех.

Мы должны внутренне умереть для мира. Хотя, по нашим обязанностям, которые мы несем в миру, мы внешне должны многим интересоваться (далеко не всем, что нам доступно, но все-таки достаточно многим), но внутренне мы должны все время иметь некую тишину, которая бывает по-настоящему только у тех, кто умер для мира. И вот к этому нас приглашает и нынешние дни. Потому что только после смерти для мира Господь воскресит нашу душу и даст ей жизнь будущего века. Причем, как говорят святые отцы, воскрешение души может произойти еще до всеобщего воскрешения мертвых. Еще в этой жизни мы можем получить, если захотим, воскресение души. Вот насколько назидательной является для нас последняя неделя Святой Четыредесятницы и предпоследняя неделя Великого поста.

Надо стараться следить за богослужением. Те, кто приходят в храм только на Пасху, теряют очень многое из того, что можно было бы получить через участие в богослужении в будние дни поста. И вот, через богослужения Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, будем настраиваться на Страстную Седмицу. Подчеркну, что на Страстной Седмице важно ходить на богослужения не только в четверг, пятницу и субботу, но, если есть физическая возможность, очень желательно ходить в понедельник, вторник и среду и причащаться в каждый из этих дней. И тогда мы сможем завершить пост и подготовиться к Пасхе так, как нас учит Церковь, а не так, как мы сами придумываем. И тогда мы, может быть, хотя бы немножко лучше усвоим хотя бы немногое из того многого, что предлагает нам Церковь. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz