22.04/5.05.2004
Связь праздника с Ветхим Заветом: вторая Пасха и воспоминание спасения от всемирного потопа. Праздник живой воды. Царство Небесное как источник. Почему важно помнить о смысле этого праздника.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
празднуем праздник Преполовения Пятидесятницы. Казалось бы, что тут праздновать?
Если есть какой-то длинный период в 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей, то
понятно, что когда-то наступит середина, что этот день придется на среду, и
само по себе это никакого праздничного содержания не имеет. Но оказывается иначе.
Оказывается, что с этим периодом, который наступает в середине пятидесятидневного
праздника, еще в Ветхом Завете были связаны разные праздничные события.
И прежде всего,
в Ветхом Завете прямо в Законе Моисеевом был установлен второй праздник Пасхи.
Он совершался ровно через месяц после первого. Потому что по правилам Закона
Моисеева необходимо было, чтобы все иудеи в праздник Пасхи и в два других великих
праздника, т.е. всего трижды в год, собирались в Иерусалим, - и отсюда еврейское
название праздника "хаг", что точно соответствует арабскому "хадж",
т.е. именно чтобы все приходили в то место, где совершается праздник (а потом
для мусульман местом хаджа стала Мекка). Но даже уже тогда, когда эти законы
принимались, было понятно, что все одновременно не смогут придти в Иерусалим,
потому что людям просто нельзя было оставить свои жилища и территории, потому
что их захватили бы неприятели, не говоря о том, что и физически не все могли
так вот приходить. Поэтому через месяц после большого праздника было назначено
его повторение, чтобы в Иерусалим пришли в это время те, кто раньше не смог
этого сделать.
И естественно,
что в этот праздник повторялись события, связанные с Пасхой. Однако они повторяются
не в точности так, как это было в сам праздник Пасхи. И отличие здесь не только
в том, что торжественность несколько меньшая, но и в содержании тоже. Есть очень
вероятная гипотеза (скорее всего, так и было), что в ветхозаветные времена постепенно
в этот день стали особенно праздновать избавление от потопа, который был при
Ное. И видимо, этот обычай унаследовало раннее христианство. И действительно,
если сама Пасха - это избавление от вод Чермного моря, переход (еврейское слово
"песах" и означает "переход") через Красное море, как мы
его теперь называем, когда евреи прошли и были спасены, а гнавшиеся за ними
войска фараона утонули, то подобные этому события произошли и во время всемирного
потопа, когда погрязшее в грехах человечество все утонуло, и только небольшое
семейство праведника Ноя было спасено.
Но не только
к этому сводится христианский праздник Преполовения Пятидесятницы. Несмотря
на то, что мы ничего не находим об этом в Евангелии, богослужение и даже сам
тропарь праздника нам постоянно сегодня говорит о воде бессмертия, которую нам
дает Христос. То есть не просто нас Господь избавляет от воды погибельной, о
которой говорит Псалмопевец: "Углебоша воды до души моея", - но дает
нам воду бессмертия, о которой тоже говорилось в Ветхом Завете: "Приидите,
почерпите воду безсмертия". И Господь Сам говорит в Евангелии: "У
верующего в Мя из чрева потекут реки воды живы". Действительно, вода -
это символ, который сам по себе означает жизнь вечную. Недаром во время освящения
воды мы молимся, чтобы эта вода стала "скачущей в жизнь вечную", и
недаром сама вечная жизнь называется неким бессмертным источником - вот мы даже
и перед причастием поем: "Тело Христово приимите, источника бессмертного
вкусите". Это источник бессмертия понимается в том числе и как водный источник.
Ну, а чтобы
уже завершить перечисление этих образов, надо вспомнить, что в Ветхом Завете
Царство Небесное уподобляется храму, который видел пророк Иезекииль, и в этом
храме вместо Святого Святых был источник воды, который напоял всю вселенную.
Я говорю: "был", потому что его когда-то видел пророк Иезекииль -
а на самом деле можно сказать, что он будет, потому что речь идет о будущем,
а можно сказать "есть", - потому что речь идет о Церкви, которая уже
сейчас являет нам вечность.
Вот какой
глубокий по содержанию праздник мы празднуем сегодня, но, к великому сожалению,
в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди
как-то даже не стремятся придти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника.
И это, конечно, очень плохо, потому что вот так, постепенно отрываясь от глубокого
содержания и праздников, и постных дней, и вообще всего того, чему нас учит
Церковь, прежде всего, в своем богослужении, отрываясь от всего этого, мы сначала
впадаем в такую рутину, когда мы вроде бы и не грешим, но занимаемся какими-то
своими мелкими делами, которые в любом случае ничтожны и для нашей жизни часто
мало что значат, отвлекаемся сначала на эти сами по себе безгрешные и, может
быть, даже необходимые для нас дела, и перестаем думать о божественном. А потом
постепенно - причем иногда нам на это нескольких дней хватает - привыкаем к
тому, что наша жизнь измеряется какими-то совершенно бытовыми вещами; мы перестаем
себя равнять на то, на что нас ориентирует богослужение, и вот тут уже удержаться
от какого-то прямого греха становится практически невозможно, потому что здравые
критерии полезного и вредного у нас постепенно стираются и вовсе исчезают. Поэтому,
может быть, первый и главный вывод, который нужно сделать в результате празднования
такого вот несколько забытого в народе, но до сих пор, по церковному уставу,
очень важного праздника Преполовения Пятидесятницы, заключается в том, что нельзя
отпадать от Церкви даже не только физически, не дай Бог, в ересь какую-нибудь,
или отпадать от причастия, но нельзя отпадать от нее и в жизненных ориентирах.
То есть мы постоянно должны знать, что сейчас совершается в Церкви, что празднуется,
какие святые празднуются, кто они такие были. И тем более это относится к периоду
великопостному или к таким праздничным периодам, как Пятидесятница. Аминь.
Обсудить
можно
|