О поклонении Богу "в Духе и истине".
Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

26.04/9.05.2004

Вода как символ Духа Святого. Обращение самарян ко Христу показывает, как вообще распространяется среди людей вера. О призвании непосредственно от Бога или через людей. О поклонении Богу "в Духе и истине", а не на определенном месте.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, в Неделю о самаряныне, совершается память той евангельской истории, которая рассказана в Евангелии от Иоанна, когда Иисус остановился у колодца, где встретилась ему самарянка и произошел такой достопримечательный разговор. И недаром проповеди святых отцов, рассказывающие об этом событии, такие длинные. Потому что вся эта сцена довольно длинная, разговоров было много, и там, конечно, много что можно откомментировать. А вот самое главное из того, что здесь было, пожалуй, подчеркивается именно в богослужении. Потому что недаром в Преполовение Пятидесятницы, которое было у нас в прошедшую среду, и сейчас продолжается попразднство, такая важная в богослужении тема воды, которая дает вечную жизнь, которая на самом деле не вода, а Дух Святой, символизируемый водой. Ибо хотя говорится вроде о вещественной воде, но тем не менее, речь идет о Святом Духе. А где-то в середине Пятидесятницы Христос встречается с самарянкой, и как раз то, о чем он ей говорил, было не о воде из колодца Иакова, которая хотя и очень хороша, но вещественная и обычная, и не о сказочной воде, о которой сначала подумала самарянка, которую можно выпить и потом больше никогда не хотеть пить (такой воды не бывает, да и не нужна она), а о другой воде, испив которой, уже никогда не захочешь пить, - и конечно, речь шла о Святом Духе. И вот, именно Святой Дух как воду Господь обещал подать, и это исполнилось на самарянах, многие из которых почти сразу стали христианами. Мы знаем, что за пределами Иудеи не сразу и только со временем, постепенно стала распространяться христианская проповедь, но самаряне был исключением. Самарянам стал первым проповедовать Сам Господь, а потом Апостолы, и первые христиане среди самарян появились сразу же.

И из многих эпизодов этой истории выделим малое. В конце, когда самаряне упросили Господа остаться у них на два дня, и Он совершил там многие чудеса, которые даже в Евангелии не описаны, тогда самаряне уже говорили той самарянке, которая первая встретила Христа, что они веруют уже не потому, что поверили ее рассказу о Нем, хотя этот рассказ был таков, что уже можно было поверить тому, что Он - Мессия; но они поверили потому, что уже и сами увидели и убедились, Кто это такой. И там хотя и не сказано, почему они убедились, что их так убедило, но понятно, что что-то вполне могло их убедить. И это относится к тому, как вообще распространяется среди людей вера.

Господь непосредственно открывается очень немногим людям, настолько немногим, что можно прямо сказать - единицам. И одной из них была самарянка. Но таких людей относительно всей численности человечества, наверное, еще и меньше, чем одна самарянка относительно численности тогдашних самарян. И эти люди избираются Господом потому, что Он видит особую их ревность. Может быть, даже и не все, имеющие такую ревность и самопожертвенное устремление к Богу, избираются для того, чтобы Он им так открылся. А большинство людей и большинство святых тоже, как они сами свидетельствуют, узнают Господа сначала не через непосредственное откровение, а через других людей, в том числе и таких людей, которые сами узнали Его из непосредственного откровения. А потом были многие другие, которые следовали им или следовали примеру тех, кто следовал им, и вот именно за счет этого люди и становятся христианами.

И мы в своей жизни, если и не испытали одного рода божественного призвания, когда Господь нам непосредственно явился и нас призвал, потому что это очень немногие испытывают, но испытали, по крайней мере, другой род призвания, когда мы видим других людей, которые живут по-христиански, и их пример убеждает в том, что есть в жизни этих людей какая-то истина. Мы начинаем сами так жить, и вот тогда, когда уже сами начали жить по-христиански, но никак не раньше, наша вера, которая сначала какая-то смутная и непонятная, становится все более и более ясной и все более и более личной. То есть уже появляется какой-то опыт духовный, который человека уже лично убеждает в том, что Господь есть, и в том, что Церковь христианская истинна. И поэтому не надо думать, что одно призвание хуже, другое лучше. Просто если мало таких людей, которые, как самарянка, непосредственно получили от Господа откровение, то это значит только одно - что и не нужно, чтобы их было много, их хватает и так. Потому что, независимо от того, каким способом получено откровение Божие, оно состоит в одном и том же, т.е. в Самом Боге. И важно получить Бога, а каким образом - неважно. И поэтому вполне хватает того, чтобы только немногие получили непосредственное откровение от Бога, а другие уже будут приходить через других людей. А почему так получается? Да потому, что и те, которые приходят через других людей, постепенно обретают свой собственный опыт. Как самаритяне сначала поверили самарянке этой, а потом уже стали верить своему собственному опыту, который постепенно появился. Но он бы у них не появился, если бы они изначально не поверили самарянке.

И вот так вот и у нас изначально бывает какая-то такая вера, которую не всегда и верой-то хочется назвать, весьма подверженная сомнениям; но постепенно наша вера возрастает и становится уже нашей личной.
И в то же время можно сказать, что не всегда идет на пользу этим немногим избранным людям, которых Господь призывает лично, такое призвание. Потому что все равно все зависит от свободы воли. И, конечно, самый классический пример человека, который был призван Богом по особому откровению, и которому это нисколько не помогло (точнее говоря, ему бы это помогло, но он просто не стал этим пользоваться для спасения своей души), - это Иуда. И поэтому совсем не обязательно нам быть призванными таким или другим способом, а важно, чтобы мы то призвание, которое у каждого из нас есть свое, употребили для движения к Богу.

И как раз в сегодняшней беседе Христа с самарянкой говорится о том, что люди часто не понимают, не только в Ветхом Завете, не только самаритяне, но и мы, живущие в Новом Завете христиане. Христос говорит о том, что нужно поклоняться "в Духе и истине", и противопоставляет этому поклонение непременно на каком-то одном святом месте - на неправильном, которое было у самаритян, или на правильном, которое было у иудеев. Христос говорит, что спасение от иудеев, что у них место для поклонение правильное, что действительно это место святое, но, тем не менее, поклоняться Богу надо не только лишь на этом месте, а всюду, потому что Он везде. И вот, это надо понимать не только в том смысле, что мы, будучи христианами, не обязаны совершать паломничества в Иерусалим или к каким бы то ни было святым местам, хотя, конечно, такой смысл здесь тоже есть. Но мы должны понимать это и в том смысле, что вообще все буквальные требования нашей христианской веры будут нам полезны постольку, поскольку мы будем исполнять их не буквальный, а внутренний смысл. А если мы будем исполнять их внутренний смысл, на что они ориентированы, то у нас может сложиться по-разному со смыслом буквальным. Например, бывает, что у нас могут быть какие-то неприятные для нас домашние обязанности, более важные, чем приятное или, по крайней мере, менее неприятное для нас посещение богослужения в храме. Потому что служба для людей, которые привыкли к церковной жизни, часто становится аналогом филармонии или клуба, и конечно, тут очень много всяких отвлекающих моментов, и если нам и бывает приятно сходить на службу, то совсем не потому, почему туда вообще нужно ходить; да и вообще на службу нужно ходить не потому, что нам от этого приятно, а должны быть совершенно другие мотивы.

И поэтому надо смотреть, что от нас требуется в данный момент. Не смотреть, что нам приятно или неприятно, потому что если все время стремиться делать себе неприятное, то это будет ничем не лучше, чем если все время стараться делать себе приятное, а смотреть, в чем состоят наши обязанности, по заповедям, и исходить, тоже по заповедям, из различной степени приоритетности тех или иных наших обязанностей. Например, заботиться о своих детях более важно, а заботиться о себе тоже важно, но менее. Хотя опять же забота о себе предполагает заботу и о детях: если у детей будут больные родители, то тоже нехорошо. (Это так сказала одна женщина, которая купила своему ребенку какой-то дефицитный сок в советское время, но потом не выдержала и выпила его сама, сказав: "Ребенку нужны здоровые родители!" Впрочем, ее пример несколько экстремальный.) Короче говоря, все нужно делать с рассуждением, т.е. правильно расставляя приоритеты и, конечно, заботясь о том, чтобы понимать, в чем наши обязанности состоят, а в чем они отнюдь не состоят. Поэтому будем стараться исполнять заповеди, но исполнять их "в Духе и истине", как говорит нам сегодняшнее Евангелие. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz