318.
Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, Святых Отцов I Вселенского Собора

10/23.05.2004

Откуда взялось число отцов Собора - 318, и что оно означает. Исчезновение почти всех документов Собора. Почему важна борьба за догматы? Она началась еще при Спасителе и Апостолах и будет идти до скончания века. Христианская любовь не подразумевает церковного общения с еретиками. Суть экуменизма. Поглощение РПЦЗ патриархией; епископ Евтихий и митрополит Лавр. РПЦЗ пала, т.к. не имела четкого догматического исповедания веры.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святых отец I Вселенского Собора. И всячески, даже в названии сегодняшнего праздника, подчеркивается число этих святых отец - 318. Однако, если мы возьмем исторические документы, возьмем самые главные из немногих дошедших до нас исторических документов I Вселенского Собора, например, список епископов, подписавших его деяния, то мы увидим там немногим более 200 святых отцов, а никак не 318, даже если считать, что списки эти как-то случайно оказались неполными. Обычно говорится, что в число святых отец этого Собора мы включаем разных священников, дьяконов и монахов, которых епископы действительно брали с собой на соборы. Но почему-то в число отцов I Вселенского Собора мы включаем этих священников и монахов, а в число отцов остальных Соборов, на которых точно так же помимо епископов присутствовали всякие священники и диаконы, мы их не включаем. А число тех отцов, которых мы называем отцами того или иного Вселенского Собора, входят только епископы, т.е. только те, кто имел на Соборах право решающего голоса. Почему же здесь сделано такое исключение? Об этом говорит нам вчерашняя паремия на вечерне, самая первая, из книги Бытия, где говорится о том, как Авраам взял с собой 318 слуг и пошел вместе с царем Содомским, который еще не был таким неправедным, как впоследствии, и они отбили у нечестивых язычников Лота, племянника Авраама; и таким образом Авраам одержал победу над неверными вместе с 318 слугами. И именно это число слуг Авраама, с помощью которых одерживается победа над язычниками и душа праведного Лота избавляется от языческого безбожного окружения, именно это число стало символическим обозначением защитников православия. И еще в так называемом Послании Варнавы (это раннехристианский текст, который безусловно принадлежит к церковному Преданию, хотя, может быть, он и не принадлежит Апостолу Варнаве, но это неважно) тоже говорится о символическом значении числа 318, которое обозначает и имя нашего Спасителя. И вот, важно то, что слуги Авраама были образом этих святых отцов Собора, которых мы поэтому символически считаем числом 318, хотя на самом деле епископов там было гораздо меньше, а если брать всех вместе, то наверняка гораздо больше.

Что эти епископы сделали? Самое интересное, что мы нисколько не стали считать меньшим значение I Вселенского Собора в силу того, что еще в древности, в течение IV века, пропали все документы этого Собора. Собор этот документировался, как всякое серьезное собрание в Римской империи, т.е. велись стенограммы заседаний, параллельно на двух официальных языках Империи - греческом и латыни, было много всяких постановлений, которые все должны были потом храниться. Но почти ничего из этого не сохранилось. Пропали большие подробные протоколы, которые были составлены, пропали почти все постановления. Дошло только несколько документов, связанных с организацией Собора, послание царя Константина, например, а также 20 правил, которые принял этот Собор. А вот, например, постановление о том, чтобы всем христианам вместе праздновать Пасху, не дошло, и подлинного его текста не знает никто, а только пересказы ранних историков, которые, может быть, тоже сами этого текста не видели, сообщают, какие там были самые главные тезисы. Сам документ не сохранился, а сохранилась его суть, которая заключается в том, чтобы Пасху праздновать всем христианам одновременно, по определенным правилам, и чтобы не праздновать ее по иудейскому календарю. И вот, получается, что буквальные формулировки постановлений этого Собора не столь и важны. Не сохранилось также никаких постановлений против Ария, хотя они наверняка были. Правда, можно считать таким постановлением то, что не только сохранилось, но что мы каждый день читаем в молитвах и поем, когда служится литургия, - Символ Веры, который в части до слов о Святом Духе был принят на I Вселенском Соборе. Это, конечно, важнейший догматический документ, и он сохранился. Итак, огромная важность этого Собора в том, что он изъяснил православное учение по такому вопросу, который в то время, несмотря на свою важность, был очень запутан, причем даже нарочно запутан еретиками.

Но если бы значение Собора состояло только в этом, то этих отцов, которые изложили это учение, не уподобляли бы слугам Авраама, т.е. воинам, и не воспевали бы в песнопениях, им посвященных, что они отогнали волков, что они победили Ария, т.е. не было бы никакой темы войны, которые постоянно возникает и в сегодняшнем богослужении, и в богослужении в честь всех отцов, которые устанавливали православную веру. Зачем же это нужно? Многие люди, особенно современные, говорят, что Христос учил всех любить, а между верующими все время возникает какая-то война, всё-то они спорят из-за каких-то догматов. В частности, в IV веке с Арием спорили из-за единосущия. Что такое единосущие?.. Зачем было из-за него спорить? Что-то это такое маловразумительное, от простого человека далекое, - но вот из-за этого всю Империю раздирали споры, и мы знаем, что после Первого Собора они не прекратились, а продолжались на востоке Империи еще 100 лет, а потом перекинулись на запад Империи и там продолжались даже не 100 лет, а 200, и арианство там торжествовало. Зачем вообще нужна была эта война, и почему Церковь так настаивает на том, что она была нужна? Ведь Церковь настолько сильно на этом настаивает, что прославляет во святых отцов этого Собора - тех, кто вел эту войну, и всегда ставит их как образец для более поздних защитников православной веры. Почему же это так? Потому что в Новом Завете сказано не только про христианскую любовь, хотя, конечно, там об этом сказано. Но там сказано и другое - а именно, то, что из книги Деяний Апостольских мы специально в честь сегодняшнего дня читаем за богослужением: Апостол Павел говорит, что после его отшествия (а он это говорит пресвитерам церковным, это что-то вроде нынешних епископов) внидут в среду христиан волки, не щадящие стада, и некоторые из самих христиан станут такими волками, которые будут увлекать за собой учеников, вносить расколы и разделения, и будут отступать от чистоты веры. Вот, это говорит сам Апостол Павел уже в ближайшие годы после крестной смерти Спасителя. Но то же самое говорил и Спаситель. Ведь Он вел с фарисеями и саддукеями полемику не только по каким-то нравственным вопросам, обличая их за грехи и лицемерие; самый главный вопрос все-таки был вопрос о Мессии. Потому что Христос исповедал Сам Себя Мессией, и именно за это Его в конечном счете и распяли. Первосвященник сказал: "Какое еще нужно доказательство того, что Он богохульствует?" Что это значило? Ведь Он говорил им правду. Это значило только одно - что они имели существенно другую веру. Поэтому в конечном счете это был спор из-за веры. А то, что там были всякие моменты, связанные с различными вопросами морали, нравственности и обрядов, то это было уже второстепенным. Так это было тогда, и было сказано, что так будет всегда, до скончания века. Этого не будет только в Царствии Небесном. А пока мы не в Царствии Небесном, а на земле, Церковь будет раздираться прежде всего теми, кто искажает ее веру, а потом и разными другими раскольниками и раздорниками.

И поэтому то, что тогда было важно, и за что Церковь прославляет отцов I Вселенского Собора, - то же самое важно и сейчас. И если мы будем подражать им в этом, то Церковь буде и нас прославлять. Что это значит? Это не обязательно значит, что про нас узнают последующие поколения христиан; но это значит, что мы получим Царствие Небесное и будем там прославлены славою божественной, как о том молился Христос Отцу перед Своим страданием. Если же мы отречемся от православной веры, не будем за нее стоять, то с нами будет по сути то же самое, что было бы с мучениками первых веков христианства, если бы они отреклись от христианской веры, как того требовали мучители, и принесли бы жертву идолам. Поэтому сейчас мы не должны говорить и тем более не должны при этом ссылаться на Евангелие, будто любовь христианская подразумевает, что мы не должны спорить с еретиками, что мы должны иметь с ними церковное общение, что мы можем с ними молиться. Нет, мы с ними можем лично дружить; мы не только можем, но и обязаны относиться хорошо к любому человеку, в том числе к еретику; и то, что кто-то является еретиком, ни в коем случае не дает нам основания иметь к нему какую-то личную неприязнь; но в отношении веры мы ни в коем случае не должны с ними смешиваться, это будет прелюбодейство, через это мы сами потеряем отличие от еретиков.

И вот в этом именно состоит главный грех современного экуменизма. Потому что экуменизм предполагает не столько внятное исповедание какого-либо еретического неправильного учения, сколько безразличие к различиям между этими учениями, что уже само по себе есть учение о том, что догматические различия "не доходят до неба". Это убеждение является еретическим, и если мы сами будем его исповедовать, то, конечно, мы очень затрудним свои шансы на спасения и, практически, сами станем еретиками, даже если мы будем наружно в истинной Церкви Христовой.

И насколько это важно не только в личной жизни каждого христианина, но и в жизни целых церковных организаций, показывает нам пример современной Зарубежной Церкви. Сейчас мы все видим ее бесславный конец, как она просто поглощается Московской патриархией, без всякого сопротивления. Потому что те, кто этого не хотел, ушли, но эмигранты в основной массе остались в РПЦЗ, и она уже совершенно не может за себя постоять, даже в плане административной самостоятельности. Епископы РПЦЗ, которые сейчас приехали в Россию на переговоры, не могут даже выставить никаких встречных условий. Вот до чего дошла Зарубежная Церковь. А все почему? Потому что они, несмотря на старания приснопамятного и святого митрополита Филарета, так и не смогли заиметь ясного и четкого исповедания веры. Если бы они имели исповедание веры, то это заставило бы их говорить не только о том, что в Московской патриархии люди плохие и много КГБ-шников, и не только о сергианстве, а о чем-то гораздо более существенном. Но если говорить о чем-то более существенном, то тогда надо пересматривать свою собственную жизнь, пересматривать отношения с другими церквами, например, с Сербской патриархией или с Константинопольской; но никто этого делать не хотел. Зарубежная Церковь в общем и в целом, несмотря на то, что там были и другие голоса, считала, что можно жить в условиях холодной войны, когда тебя защищают от давления Московской патриархии какие-то внешние силы и обстоятельства, и что этого хватит на всю жизнь. Но этого не хватило. Вот поэтому важно иметь и держать все-таки догматическое четкое исповедание веры. Это важно для организации в целом, это важно и для каждого из нас. И об этом в особенности нам говорит сегодняшний праздник. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz