25.05/7.06.2004
Наша плоть - "скудельный сосуд". Надо сознавать свою немощь и стараться делать, что должно, предаваясь в волю Божию.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память так называемого Третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи,
которая уже неоднократно до этого терялась и вновь обреталась, и есть праздник
в честь первого и второго ее обретений, которые в один день празднуются. В иконоборческую
эпоху эта святыня опять была утрачена и вскоре после окончания иконоборчества,
в середине IX века, около 850 года, при святом патриархе Игнатии она опять была
обретена, и память этого обретения мы совершаем сегодня. И когда Церковь вспоминает
обретение главы Иоанна Предтечи, то всегда читается Апостол о том, что наша
сила совершается в немощи и сокровище наше носится в скудельных сосудах. Апостол
говорит, что сила нашего духа совершается в нашей плоти, которая является сосудом
скудельным, т.е. глиняным, потому что из земного праха был сделан человек. Но
скудельный, глиняный сосуд означает и сосуд хрупкий, который легко разбить,
как и наша плоть легко умирает. Но применительно к святому Иоанну Предтече это
имеет еще и буквальный смысл, потому что именно в глиняном сосуде оказалась
сохраненной его глава.
И вот, этот
буквальный смысл тоже по-своему символичен, потому что, как мы сегодня читали
в Евангелии как раз слова Господа, сказанные по поводу Иоанна Предтечи, "Царствие
Небесное берется силою, и употребляющие усилия восхищают его". Эти слова
можно перевести с греческого дословно (они дошли до нас только по-гречески,
хотя первоначально были сказаны по-арамейски), что Царствие Небесное "берется
штурмом", как город, и те, кто идут на штурм, его и захватывают. Это уже
один из образов, говорящих о силе, и именно он отнесен к Иоанну Предтече, потому
что сказано, что со времени Иоанна Крестителя и доныне Царствие Небесное силою
берется.
И это, разумеется,
предначертывает путь жизни не только Иоанна Предтечи, но и всех христиан. То
есть мы должны понимать, что наши телесные и духовные силы невелики, и понимать,
что сами по себе мы ничего не можем. Надо, чтобы в нас совершалась сила Божия,
которая только и может преодолеть все препятствия на пути нашей духовной жизни.
И для того, чтобы она правильно совершалась, мы со своей стороны должны делать
только одно усилие, небольшое, которое вполне соответствует нашей немощи, а
именно - просто стараться духовной жизни не мешать, стараться устранить всякие
препятствия, которые на ее пути мы сами же и выставляем. То есть надо просто
стараться полагаться на волю Божию, а не на свои желания. Потому что нам все
время хочется что-то сделать как-то так, а не этак, чтобы жизнь складывалась
таким-то образом, а не другим, и мы можем действительно ставить себе какие-то
житейские цели, и это даже необходимо; но надо понимать, что все это мы должны
делать не безусловно. То есть, действительно, нам может хотеться, чтобы в житейских
делах у нас было так-то, хочется к этому подвести все события; возможно, мы
и не ошибаемся, а возможно, и ошибаемся, потому что судеб Божиих нам никогда
не понять; и поэтому мы не будем смущаться тем, как все будет получаться в действительности,
но просто стараться делать то, что должны. И опять все сводится к одному известному
принципу христианской жизни, может быть, самому главному: делай, что должно
- и будь, что будет. Аминь.
Обсудить
можно
|