О том, чтобы полагаться на волю Божию.
Слово в день памяти Третьего обретения честной главы святого Иоанна Предтечи

25.05/7.06.2004

Наша плоть - "скудельный сосуд". Надо сознавать свою немощь и стараться делать, что должно, предаваясь в волю Божию.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память так называемого Третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи, которая уже неоднократно до этого терялась и вновь обреталась, и есть праздник в честь первого и второго ее обретений, которые в один день празднуются. В иконоборческую эпоху эта святыня опять была утрачена и вскоре после окончания иконоборчества, в середине IX века, около 850 года, при святом патриархе Игнатии она опять была обретена, и память этого обретения мы совершаем сегодня. И когда Церковь вспоминает обретение главы Иоанна Предтечи, то всегда читается Апостол о том, что наша сила совершается в немощи и сокровище наше носится в скудельных сосудах. Апостол говорит, что сила нашего духа совершается в нашей плоти, которая является сосудом скудельным, т.е. глиняным, потому что из земного праха был сделан человек. Но скудельный, глиняный сосуд означает и сосуд хрупкий, который легко разбить, как и наша плоть легко умирает. Но применительно к святому Иоанну Предтече это имеет еще и буквальный смысл, потому что именно в глиняном сосуде оказалась сохраненной его глава.

И вот, этот буквальный смысл тоже по-своему символичен, потому что, как мы сегодня читали в Евангелии как раз слова Господа, сказанные по поводу Иоанна Предтечи, "Царствие Небесное берется силою, и употребляющие усилия восхищают его". Эти слова можно перевести с греческого дословно (они дошли до нас только по-гречески, хотя первоначально были сказаны по-арамейски), что Царствие Небесное "берется штурмом", как город, и те, кто идут на штурм, его и захватывают. Это уже один из образов, говорящих о силе, и именно он отнесен к Иоанну Предтече, потому что сказано, что со времени Иоанна Крестителя и доныне Царствие Небесное силою берется.

И это, разумеется, предначертывает путь жизни не только Иоанна Предтечи, но и всех христиан. То есть мы должны понимать, что наши телесные и духовные силы невелики, и понимать, что сами по себе мы ничего не можем. Надо, чтобы в нас совершалась сила Божия, которая только и может преодолеть все препятствия на пути нашей духовной жизни. И для того, чтобы она правильно совершалась, мы со своей стороны должны делать только одно усилие, небольшое, которое вполне соответствует нашей немощи, а именно - просто стараться духовной жизни не мешать, стараться устранить всякие препятствия, которые на ее пути мы сами же и выставляем. То есть надо просто стараться полагаться на волю Божию, а не на свои желания. Потому что нам все время хочется что-то сделать как-то так, а не этак, чтобы жизнь складывалась таким-то образом, а не другим, и мы можем действительно ставить себе какие-то житейские цели, и это даже необходимо; но надо понимать, что все это мы должны делать не безусловно. То есть, действительно, нам может хотеться, чтобы в житейских делах у нас было так-то, хочется к этому подвести все события; возможно, мы и не ошибаемся, а возможно, и ошибаемся, потому что судеб Божиих нам никогда не понять; и поэтому мы не будем смущаться тем, как все будет получаться в действительности, но просто стараться делать то, что должны. И опять все сводится к одному известному принципу христианской жизни, может быть, самому главному: делай, что должно - и будь, что будет. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz