Как нам подражать святым.
Слово в Неделю Всех Святых, в Земле Российской просиявших

31.05/13.06.2004

Больше всего святых дала Русская Церковь, и среди них больше всего мучеников. Причина падения Русской Церкви в 1917 г. - не только деятельность епископата, но и отступление простых верующих от церковного учения, например, в отношении причащения и Иисусовой молитвы. Но хотя сейчас нам уже никто не мешает, мы тоже отступаем от правил церковных, также и в бытовом поведении. А если мы даже простых вещей не делаем, то тем более не сможем принять правильных решений в сложных ситуациях, где нужно духовное разумение. Нужен каркас - регулярные исповедь и причащение, а также домашнее молитвенное правило; на этом каркасе с помощью непрестанной молитвы и памяти Божией созидается духовная жизнь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память всех святых, в Земле Российской просиявших. И если взять вообще количество святых, которых дала Православная Церковь за все время своего существования во всех землях, где она существовала, то получится, что число русских святых самое большое просто по той причине, что Российская Церковь очень долгое время была самой большой, причем по количеству своих верующих она намного превышала все остальные Православные Церкви, которые существовали когда бы то ни было.

А если мы посмотрим, каких святых было больше в самой Российской Церкви, то увидим, что больше всего там Новомучеников. И вот, почему же так получилось, что большинство наших святых - Новомученики, которые просияли в ХХ веке, прияв гонения от безбожных властей и были либо умучены, либо преследуемы и стяжали исповеднический венец? Может быть, это и не случайно, потому что, если мы посмотрим вглубь истории, какие святые были до Новомучеников Российских, то мы увидим, что очень многие из них испытывали в той или иной степени преследования от церковных властей, а некоторые были даже и умучены, как например, митрополит Арсений (Мацеевич), умученный, правда, не от церковной, а от царской власти, но церковная власть ее произвол во всем покрывала. Также можно вспомнить митрополита Филиппа и патриарха Ермогена. Эти святые были замучены какими-то светскими людьми, и как в ХХ веке сергиане этих людей покрывали и говорили, что мученики принимают страдания не за Христа, а за политику, так и тогда находились люди, говорившие совершенно то же самое. И поэтому сергианство, можно сказать, существовало задолго до митрополита Сергия.

Но все-таки, несмотря на то, что мы видим, что в истории Русской Церкви причиной многих происходивших нестроений была деятельность начальствующих в ней лиц, митрополитов и епископата, и поэтому она и пала таким вот ужасным падением после 1917 года, так что осталась едва малая ее часть, но были и другие причины, касающиеся каждого из нас, в которых тогдашние верующие были виноваты, как и мы сейчас бываем точно так же виноваты. Потому что все мы, вместо того чтобы учиться у Церкви, как нам следует жить по-христиански, начинаем жить как-то совершенно не так, а своим умом. А бывает, что мы даже и считаем совершенно искренно, что Церковь учит так-то, что это правильно и мы должны так жить, но почему-то все равно живем совсем иначе. И это касается не только по-настоящему сложных вещей, к которым мы не можем придти сразу, как высокие христианские добродетели, например, любовь к ближним; но это касается вещей элементарных, которые соблюдать очень просто, например, чтобы регулярно исповедаться и причащаться. Мы все знаем, что исповедаться и причащаться нужно более или менее постоянно, по возможности каждое воскресенье; но насколько мы это соблюдаем - это уже вопрос. А до революции считалось совершенно нормальным причащаться один раз в год или четыре раза в год, что, конечно, находится в вопиющем противоречии с канонами Вселенских Соборов; но это было даже написано в Катехизисе, по которому преподавали в гимназиях и школах Закон Божий. Поэтому, конечно, тогда и Церковь, получается, неправильно учила об этом; точнее, Церковь всегда учила правильно, а вот те, кто тогда ее представлял, учили неправильно, и в этом, конечно, их большая вина. Но сегодня так никто не учит. Сегодня мы легко можем прочитать все церковные правила, легко можем начать им следовать, потому что никто не будет отлучать нас от причастия и говорить, что мы слишком часто причащаемся; но почему-то мы все равно не всегда это делаем. Никто не будет нам сейчас говорить, что миряне не должны совершать Иисусову молитву, как это бывало до революции, когда находились такие безумные люди, например, в XIX веке, даже среди монашествующих, говорившие, что миряне не должны совершать Иисусову молитву. Конечно, тогдашние святые их обличали, но нередко голоса святых были менее слышны, чем голоса таких людей. Сейчас уже все изменилось к лучшему, никто так не говорит; конечно, миряне должны совершать Иисусову молитву; но многие ли из нас ее совершают? И особенно - многие ли из нас посвящают какое-то время в течение суток, чтобы совершать эту молитву, хотя бы 15 минут, а лучше 20?..

И что тогда говорить о разных правилах поведения? А ведь правила поведения общи для всех христиан, а не только для монахов. Например, не надо говорить, когда тебя не спрашивают, за исключением тех случаев, когда мы должны исправлять кого-то, кто вверен нашему попечению, как наши дети или какие-то другие лица, которых мы должны воспитывать, или наши подчиненные по работе. По работе мы можем что-то сказать подчиненным, когда они не спрашивают, а вот не по работе все равно нельзя. И не надо ни на кого таить обиду и обижаться, потому что мы должны все время помнить, что те обиды, которые нам причиняют, это средства нашего исправления, которые Бог употребляет, потому что если нам обидно, то это уже само по себе показывает, что есть у нас какие-то уязвимые точки, какое-то самолюбие, которое в нас таким образом обнаруживается. А мы, вместо того, чтобы радоваться, что оно обнаружилось, и начать с ним бороться, начинаем бороться с людьми, которые нас обижают… Вот в этом надо стараться исполнять то, о чем пишут святые отцы, - а они пишут и о правилах внешнего поведения, и о правилах церковной дисциплины относительно, например, причастия, и о правилах бытового поведения: о том, кому можно давать советы, а кому нельзя; о том, что перед тем как что-то сказать, надо помолиться, а не сразу что-то там ляпнуть, особенно в раздражении; что перед тем как что-то написать, например, в интернете, где это все прочитают, и потом не вырубишь топором, тоже нужно помолиться и хоть немножко подумать… Это вещи простые, но мы о них очень часто забываем. А тогда что уж говорить о том, что мы тем более будем забывать и даже не будем вообще понимать те вещи, которые так просто не устраиваются, и не сможем разобраться в ситуациях, где простого решения не найти, и где нужно действительно духовное разумение, чтобы принять какое-то правильное решение, для чего надо учиться у святых отцов.
Некоторые думают, что учиться у святых отцов значит - просто смотреть, как они жили, представить это себе как можно живее, придти от этого в некое умиленное и размягченное состояние души, а потом пойти попить чаю и жить, как раньше жили. Но, конечно, от нас требуется нечто другое: требуется в вещах простых и формальных, про которые есть святоотеческие поучения и церковные каноны, это соблюдать и стараться это лучше узнавать. Это вот нас застрахует не от всех, но от самых-самых грубых ошибок. И это будет начало, для того чтобы двигаться дальше и подражать святым уже не по-обезьяньи (хотя начать придется именно с обезьянничества, и это уже будет хорошо), а подражать их духу. Для того чтобы подражать святым духовно, надо их дух стяжать, а дух этот стяжевается только одним - молитвой. Поэтому мы должны приучиться к молитве.

А как приучиться к молитве, об этом опять же Церковь нам говорит. В нашей жизни должна всегда быть такая жесткая рама, составленная из регулярных исповеди и причащения и церковных богослужений, по крайней мере, по всем праздничным дням, насколько физически это для нас возможно, а может быть, и в другие дни, а также из наших домашних правил - утреннего и вечернего, а может, и еще каких-то. Это вот каркас нашей жизни. А также мы должны держать все остальное время Иисусову молитву и память Божию, которые держатся на этом каркасе; если каркаса не будет, то они и держаться не будут. А если каркас будет, то он должен быть не просто никому не нужным скелетом, как это бывает у людей, которые занимаются разными делами, может быть, и хорошими, при этом посещая регулярно церковь и вычитывая домашнее правило, но больше ничего не делая. Такие люди подобны такой вот железной арматуре, которая хоть и необходима для построения дома, но в одной арматуре жить нельзя, вокруг нее надо построить бетонную стену, - а это делается постоянной памятью Божией и Иисусовой молитвой. Вот тогда мы будем подражать святым отцам и, начав с каких-то простейших упражнений в подражании им, дальше уже будем подражать им и в молитве, и тогда, может быть, хотя бы отчасти сподобимся того духа, который имели они. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz