Пример для современного монашества.
Слово в день памяти святых Жен Дивеевских

13/26.06.2004

Св. жены Дивеевские - образец христианской жизни для нас; они показывают, как можно жить по-монашески независимо от того, есть ли официальный монастырь, постриг и пр. Для монашества достаточно одного: надо почувствовать некое внутреннее призвание и начать ему следовать. От того, какое будет в Церкви монашество, зависит судьба самой Церкви.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святых Жен Дивеевских. Так называются все преподобные жены, которые подвизались в Дивеево, и многие из них были ученицами святого Серафима Саровского. И сейчас для нас они являются не просто образцом монашеской жизни и вообще христианской жизни и преданности Богу, и решимости на христианское служение, о которой все время говорил преподобный Серафим и пример которой являли эти жены, но они еще и являют, в отличие от многих других святых, очень специфический пример для нас.

А именно, они говорят нам о том, как в наше время можно жить по-монашески. Для этого не требуется никакого благословения церковной власти, для этого не требуется монашеского пострига, потому что у большинства из них так и не было никогда в жизни того монашеского пострига, который дается церковной властью. Для этого даже не требуется монастыря, потому что хотя Дивеевские жены и жили монашеской общиной, только в 1863 году, когда уже значительная часть празднуемых сегодня святых находилась в мире ином, было получено от церковной власти разрешение этой общине называться монастырем; а община существовала с XVIII века. И вот, не надо думать, что это такой исключительный случай, который был возможен только при Серафиме Саровском. Действительно, это был исключительный случай; действительно, это было при Серафиме Саровском; но святой Серафим принял попечение об этой общине только где-то в начале XIX века, а община существовала уже с XVIII века, т.е. гораздо раньше, и Серафим Саровский просто начал развивать то дело, которое было начато до него, начато преподобной Александрой Мельгуновой, которая стала собирать в общину девиц и женщин, желавших отречься от мира, которым было очень трудно поступить в женский монастырь, потому что в женский монастырь тогда вообще было трудно поступить, даже и в XIX веке, а тем более в XVIII-м, да и сейчас это тоже нелегко. И вот, эти жены сами организовались, как могли, и жили, по возможности соблюдая монашеские уставы. И оказалось, что такой вот монастырь лучше был всех остальных женских монастырей, которые существовали в России в то время.

Для нашего времени это тоже особо вдохновляющий пример. Для того чтобы в наше время подвизаться по-монашески, не надо ждать ничего, а нужно просто начать подвизаться. Не надо ждать, пока можно будет поступить в монастырь; не надо ждать, пока получишь монашеский постриг; не надо ждать, пока какой-нибудь епископ благословит создать монастырь. Потому что все это вещи хорошие, но не обязательные для монашества. Для монашества есть другая обязательная вещь, и ее одной достаточно: надо почувствовать некое внутреннее призвание и начать ему следовать. Если мы посмотрим на примеры святых монахов и всех святых, то увидим, что так это и происходило. И особенно наглядным примером этого являются празднуемые сегодня преподобные Жены Дивеевские, которые формально, за небольшим исключением, были мирянками, но в большинстве своем жили в монашеской общине, а некоторые жили рядом с этой общиной в качестве юродивых. Но юродство - это уже совсем специальный подвиг, для которого тоже, кроме призвания, ничего не нужно; но это призвание слишком особое и слишком редкое; хотя в Дивеево в свое время жило даже несколько юродивых, которые действительно жили свято и жили там даже еще в начале ХХ века и в послереволюционное время.

И вот, по возможности надо в наше время продолжать следовать примеру Дивеевских святых, и в нашем приходе есть некоторые, которые стремятся подражать Женам Дивеевским в отношении монашеской жизни, и одних людей таких мы знаем, но, наверное, еще больше таких, которых мы не знаем, и надо пожелать им успеха, который окончательно должен быть, конечно, не на земле, а в Царствии Небесном, и понимать, что от их успеха в этой жизни зависит монашество в целом, какое оно будет в Церкви, а от того, каким будет в Церкви монашество, прежде всего зависит то, какой духовный облик будет иметь сама Церковь. Потому что даже если у нас Церковь правильная, но в отношении личной жизни и прежде всего в отношении монашества мы будем не на высоте, то Церковь, естественно, со временем начнет разваливаться, потому что ей будет нечего противопоставить всяким личным немощам и грехам, которые во всякой Церкви, в то числе и в нашей, в людях присутствуют. Но когда церковная организация здоровая, больших разрушений эти грехи и немощи не могут принести, потому что существуют механизмы защиты и исправления всяких повреждений. И вот, наличие этих механизмов особенно зависит от того, какая в Церкви духовная жизнь, а это, в свою очередь, зависит от того, какое в ней монашество. Если у нас будет много монахов, которые просто постриглись, но либо живут в монастыре, просто исполняя какой-то круг обязанностей, либо занимаются карьерой (а карьера в монашестве возможна не только для мужчин, но и для женщин), то от такого монашества проку нашей Церкви не будет, а, скорее всего, будет вред. А надо стараться, чтобы возрождалось такое монашество, которое стремится к монашеству ради монашества, точнее говоря, ради Царства Небесного. И вот об этом нужно особенно молиться Женам Дивеевским. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz