Иконоборцы и современные экуменисты: параллели.
Слово в день памяти святителя Мефодия, патриарха Константинопольского

14/27.06.2004

Почему св. Мефодий низложил всех иконоборцев со священных степеней и принял в Церковь только в качестве мирян. Урок для нашего времени: надо быть очень осторожными относительно ереси экуменизма, она - как холера. Почему экуменизм опасен.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память великого исповедника православия - святителя Мефодия, патриарха Константинопольского. Патриархом он был только в последние годы своей жизни, с 843 по 847 год, до самой своей кончины. А исповедником он был всю свою жизнь, потому что почти всю его сознательную жизнь в Византии господствовала ересь иконоборчества, и святой Мефодий, конечно, ее не признавал и, хотя и не был тогда епископом, подвергался большим гонениям, был заключен в пещере, много всего претерпел, но никогда не отрекался от православной веры - а в то время это означало не отрекаться от исповедания почитания святых икон, - и поэтому он остался не поколеблен всякими прилогами вражиими. И поэтому когда в 843 году было восстановлено иконопочитание, он был одним из тех, на кого опиралась Церковь, и именно его избрали в патриархи, и до самой своей кончины он был патриархом.

Первое, что сделал святитель Мефодий, когда был избран патриархом, это было лишение Империи и самого себя почти всего клира, потому что почти все священники, которые в то время были в наличии, были либо рукоположены епископами-иконоборцами, либо были из тех, кто сначала обещал еще при святых патриархах Тарасии и Никифоре хранить православие, но потом отрекся от этого исповедания и перешел на сторону иконоборцев. И святой Мефодий сказал, что никого из них принимать нельзя в сущем сане - ни епископов-еретиков, ни рукоположенных ими, ни отступников от православия, даже если они покаются в ереси. И вот, хотя почти все бывшие иконоборческие епископы и клирики покаялись, потому что людям свойственно каяться и вообще колебаться вместе с "линией партии", так сказать, покаяние их было принято, а сан - нет. То есть им разрешалось войти в Церковь в качестве мирян, а вот доверять им священное служение уже никто не стал, несмотря на то, что это уже второй раз за достаточно короткое время - чуть больше полувека - было восстановлено иконопочитание и осуждено иконоборчество, и в первый раз, когда иконоборцы покаялись на VII Вселенском Соборе, их, тем более рядовых священников, которых было очень много, оставили служить. Но во второй раз их уже не простили. Почему? И вот тут патриарх Мефодий и другие сторонники этой крайней меры объясняли ее так: при первом восстановлении иконопочитания ересь иконоборчества считалась новой и прежде не осужденной, и поэтому хотя и нельзя было в нее впадать, но по-человечески этот грех был извинителен, и потому еще можно было доверить священнослужение тем, кто каялись в этом грехе и его осознавали; но те люди, которые уже после всех объяснений, после решений VII Вселенского Собора все равно отпали в ту же самую ересь, не вняли совершенно ясным разъяснениям Церкви по этому вопросу, которые были у них перед глазами, и потому даже при их покаянии Церковь из осторожности не должна доверять им священнослужение, и снисхождения к ним уже быть не могло. Спасения в Церкви их никто не лишал, как миряне они могли в нее войти, а какое-либо служение церковное поручается по особому доверию, и никто из тех еретиков, которые даже и покаялись, но отпадали раньше в ересь уже осужденную, такого доверия уже не удостаивался.

Вот так это произошло при святом Мефодии, и он не остановился перед огромным социальным потрясением, которое эта мера вызвала. Потому что мало того, что изменение государственной и церковной политики, когда государственной религией вместо иконоборчества стало православие, затрагивало интересы очень многих людей, причем интересы практические и вполне материальные (это касается не только церковных деятелей, но и государственных лиц, которые с ними связаны), и было само по себе потрясением, на которое, однако, пошли; но этого оказалось мало. А когда лишили почти всю Церковь духовенства, то это затрагивало уже почти каждую деревню, и конечно, это уже совсем взбудоражило всю империю, и прошло несколько лет, прежде чем удалось пополнить ряды духовенства. Но тем не менее, на это пошли, и мера эта действительно оказалась правильной, потому что это способствовало очищению Церкви, а социальное напряжение удалось пережить, и все-таки и православие, и Империя устояли, потому что в таких случаях и Бог помогает.

И вот, какой это дает урок для нашего времени? Мне кажется, совершенно очевидный. Потому что главная ересь, которая господствует в наше время, это ересь экуменизма. Она, конечно, имеет в себе некое новое содержание, которое довольно трудно понять, в чем состоит. Но кроме этого, она имеет в себе и некое очень старое содержание, совершенно понятное, и нам не надо ничего нового узнавать, кроме самых элементарных вещей, о церковной вере, для того чтобы понять, что экуменизм является ересью, - не для того, повторяю, чтобы понять, в чем состоит эта ересь как ересь, а для того, чтобы понять, что это ересь. А именно, экуменизм предполагает, что те ереси и ответвления от христианства, которые продолжают сами себя считать христианством, но были в свое время осуждены святыми отцами как ереси и исповедуют разные уже осужденные Церковью учения, - что они на самом деле не являются полным отпадением от Церкви. Это говорится, например, о монофизитстве, которое осуждено и анафематствовано Церковью уже много веков назад, о католичестве, а также, хотя и менее открыто, о несторианах и разных протестантах. И получается, что если мы начинаем обсуждать саму возможность того, что решения, когда-то соборно принятые Церковью по поводу той или иной ереси, были, может быть, "слишком резкими", или что мнения святых отцов относительно отсутствия благодати таинств и вообще христианства у еретиков были "преувеличены", - если мы начинаем обсуждать мысль, что это может быть не так, значит, мы начинаем обсуждать возможность, что Церковь могла ошибиться в своем суждении. Точнее, мы начинаем рассматривать возможность того, что святые отцы не видели, где есть Дух Святой, а где Его нет, чтобы вынести окончательные приговоры ересям. А это значит, что мы, просто даже вступая с таких позиций в диалог с еретиками, отказываемся от православия. Тем более мы отказываемся от православия, когда начинаем молиться с разными еретиками. Тогда мы и сами становимся такими же еретиками. И поэтому не может быть никакого снисхождения к ереси экуменизма, не может быть оправдания, что это ересь новая и малопонятная. К сожалению, это ересь хотя и новая, но включающая в себя сразу все старые - именно сразу все. Поэтому совершенно справедливо в Греции назвали ересь экуменизма "всеересью", потому что она включает в себя все старые ереси.

Потому надо быть осторожным с ересью экуменизма. Надо действительно понимать, что в сообществах, зараженных экуменизмом, совершены очень большие церковные преступления, даже большие, чем просто впадение в ересь. Потому что эти люди не просто ошиблись в чем-то конкретном, но принципиально отвергли вразумляющий голос Церкви, и такие люди в Церкви не могут пребывать. И даже если принимать их покаяние, надо быть очень осторожными в отношении их дальнейшего служения в Церкви в священном сане. Хотя, конечно, нельзя говорить, что мы тут всегда должны следовать примеру святого Мефодия. Но с другой стороны, мы видим, что в подавляющем большинстве (хотя есть и много исключений) духовенство Московской патриархии, переходящее в Истинную Церковь, оказывается плохим и неустойчивым и часто либо уходит куда-то еще, либо возвращается обратно в патриархию. А те, которые остаются в Церкви, это тоже зачастую не лучшие священники. Поэтому к ереси экуменизма надо относиться как к опасной заразе, которая распространяется не так, как некоторые инфекционные болезни, которыми заразиться достаточно трудно, как например, проказа, а так, как распространяется какая-нибудь холера или сибирская язва, и поэтому надо далеко от этой ереси отходить и не приближаться к ней.

И это очевидным образом касается нашего современного быта, потому что все мы потому и не ходим в Московскую патриархию, что она заражена этой самой ересью экуменизма. И надо также внутренне понимать, что мы не устоим в нашем исповедании православия, если не будем вести соответствующим образом внутреннюю жизнь. Потому что мы либо будем отвлекаться на какие-то грубые соблазны и через это отпадать от церковной жизни самым элементарным образом, либо будем как-то самоуспокаиваться на том, что пришли в Истинную Церковь - ведь это хорошо и располагает к тому, чтобы на этом успокоиться, а потом, пожалуй, сделать логичный вывод, что мы лучше всех, что мы лучше тех, кто не пришел в Истинную Церковь. В последнем случае мы, может быть, даже и не впадем в какие-то грубые грехи, но нам это будет и не нужно, потому что мы гораздо глубже впадем в такие внутренние грехи, которые нас сделают ничем не лучше еретиков и будут вполне достаточны для нашей погибели. Поэтому будем стараться держать и хранить православие и внешне, и внутренне: внешне - через пребывание в Истинной Церкви и причащение именно там, где есть истинная Евхаристия, а внутренне - живя так, чтобы не отпадать от того, чему мы причащаемся внешне, чтобы не отпадать своим умом от Тела Христова, которому мы причащаемся. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz