Зачем в Церкви сладкопение?
Слово в день Покрова Божией Матери
и на память преподобного Романа Сладкопевца

1/14.10.2004

Божия Матерь - покровительница церковных песнописцев. Преподобный Роман - один из самых замечательных песнописцев. Зачем в Церкви нужна красота пения, если можно обходиться и прозаическими текстами для молитвы и прославления Бога? Это нужно для того, чтобы люди, привыкшие к светской культуре, приходя в Церковь, в ней оставались, и чтобы излагать догматические истины на понятном для простых людей языке. Профессиональный праздник всех церковных песнописцев, чтецов и певцов.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем Покров Божией Матери. Все знают этот праздник, главное значение которого в том, что Божия Матерь защищает и покрывает молящихся ей. Но есть и другое значение этого праздника, которое видно уже из того, что всегда в этот день празднуется еще и память преподобного Романа Сладкопевца, который обычно изображается на иконах Покрова; то есть Божия Матерь покровительствует не только вообще православному народу, но и святым песнописцам, которые составляют песнопения для всего народа церковного. А преподобный Роман Сладкопевец был таким песнописцем, которого история не знала ни до него, ни после. Он жил в VI веке, и до него еще не так много успело появиться песнописцев церковных, но после него их было очень много, но подобного ему такого замечательного, по крайней мере, из писавших на греческом языке, да и на многих других не было; разве что на сирийском писали нечто подобное.

Но и в наше время, и во все века возникает вопрос: зачем нам в Церкви нужна всякая красота? Зачем нужны, например, красивые песнопения, красивые поэтические тексты, и зачем вообще нужна поэзия? Разве недостаточно просто несколькими прозаическими словами из Писания или какими-то возгласами прозаическими и молитвами ограничиться и этим восславить Бога? Конечно, ответ на это будет: можно. Тогда следующий вопрос: а почему же тогда у нас в Церкви так развита церковная поэзия и церковное пение? Конечно, не всякое, конечно, с ограничениями, чтобы оно было именно церковное; но если в нем нет такой настоятельной необходимости, зачем оно вообще нужно? Ведь даже и церковные пение и поэзия имеют свою отрицательную сторону: действительно, люди, по своей склонности всегда обращать внимание на что-то внешнее, этим увлекаться и не думать о содержании, начинаю воспринимать все это пение чисто эстетически, и получается тогда, что они рассеиваются и отвлекаются от того, ради чего все это написано. Конечно, можно сказать, что у нас в России сейчас действует такое отрезвляющее средство, что богослужения все равно почти никто толком не знает и ничего в нем не понимает, церковнославянский язык почти никто не учит и не читает на нем, а греческий, только зная который и можно вполне оценить красоту этих песнопений, тем более никто не знает, поэтому эта красота никого и не соблазняет. Но это, конечно, утешение сомнительное. Это значит, что на самом деле получается, что то, что можно получить через эти песнопения, то на самом деле остается от нас скрытым. И поэтому, наоборот, конечно, нужно стараться понимать богослужение, стараться понимать слова, не оставлять какие-то слова песнопений непонятыми, потому что всегда можно у кого-то спросить или где-то прочитать, что это означает, и надо стремиться к тому, чтобы богослужение становилось нам понятным.

Но все-таки тогда остается вопрос: зачем вообще нужна эта красота? И вот, ответ на него Церковь всегда давала устами святых отцов один и тот же: действительно, для того, кто способен жить, грубо говоря, на хлебе и воде, кто способен терпеть вот эту грубость и утеснение христианской жизни, кто на это решился, тому действительно самому для себя это ничего не нужно. Но многие из тех, кто были уже таковыми, были святыми, сами писали красивые песнопения для других, и Роман Сладкопевец тоже из их числа. Потому что людям это нужно. Потому что все люди, которые приходят в Церковь, это люди обычные, на которых нужно воздействовать так же, как на них воздействует и светская культура. Только светская культура на них воздействует так, чтобы от христианства их отделить, и если Церковь не будет на них воздействовать теми же способами, то тогда они просто уйдут, тогда Церковь просто не сможет конкурировать со светской культурой. И поэтому Церковь обращается к приходящим в нее людям на понятном ей языке. Но само учение, которое она на этом языке преподносит, оно совершенно другое. Потому что светская культура учит нас красивым стихам, песням и т.д., учит нас, что этим надо жить, что в этом надо полагать смысл своего бытия и вообще к этому всячески стремиться. А когда те же самые средства использует церковная культура, она говорит нам противоположное - что это все хорошо, но стремиться к этому не надо, что стремиться надо к чему-то совершенно другому, а это оставлять.

К сожалению, в современном нашем богослужении от всех произведений святого Романа Сладкопевца осталось всего несколько поэтических отрывков, а целиком те большие поэмы, которые он писал на праздники, в современном богослужении не сохранились; но все-таки некоторые отрывки сохранились, исключительной красоты, как например, кондак Рождества Христова "Дева днесь Пресущественнаго раждает". Но полностью его поэмы все же можно прочесть, они изданы; и вот, если мы будем в них вчитываться, то мы все время будем видеть, что он в них подводит нас к каким-то богословским истинам, о которых другие святые отцы писали богословские трактаты. Но для того, чтобы прочитатать богословский трактат, нужна специальная подготовка, нужно специальное философское образование. И конечно же, для простых людей это совершенно недоступно; такие богословские трактаты писались в расчете не на простых людей. А вот святой Роман Сладкопевец, который сам эти трактаты читал и мог понять, в своих песнопениях излагал их основное содержание так, что оно становилось понятным всякому человеку. Потому что главная идея этих трактатов состоит не в той или иной философии, которую, конечно, средствами поэзии передать нельзя да и не нужно, а состоит в определенных догматических истинах, истинах вероучительных. Вот, например, в поэме на Рождество каждая строфа заканчивается так: "Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог", - что переводится с церковнославянского на русский так: "Ибо ради нас родился Младенец, Который есть существующий вечно Бог". То есть именно Сам Бог, существующий в вечности, раньше всякого времени, именно Он стал новорожденным Младенцем. Вот этой догматической истине и посвящена поэма святого Романа, написанная так, что эту истину уже невозможно не запомнить.

Вот таков дар церковных песнописцев, и особенно такой дар имел преподобный Роман Сладкопевец, который поэтому совершенно справедливо считается покровителем всех церковных песнописцев, которые, как известно, водятся даже у нас в приходе, а не то что в Церкви, а еще более расширительно - покровителем всех тех, кто поет и читает на клиросе, т.е. всех церковных певцов и чтецов. Поэтому пожелаем тем, у кого сегодня профессиональный церковный праздник, успехов в их деле - успехов и земных, т.е. чтобы у них это дело получалось, и духовных, чтобы оно шло на душевную пользу и им самим, и всем остальным; а также постараемся сами понимать то, что Церковь до нас доносит через свои священные песнопения, и, понимая это, усваивать. Аминь.

Проповеди за 2004 год
Обсудить можно здесь
На главную страницу

Hosted by uCoz