О решимости исполнять заповеди Божии.
Слово в Неделю 35-ю по Пятидесятнице,
на память преподобного Антония Великого

17/30.01.2005

Жизнь св. Антония. Он стал "новым Авраамом" и отцом народа монахов. Роль монашества в жизни Церкви. Кто не интересуется св. Антонием, тому не интересно и православие как таковое. Как мы можем подражать св. Антонию в свой жизни.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого Антония Великого, и сегодняшнее воскресное чтение так совпало (хотя это далеко не всегда так получается), что в Евангелии было прочитано сегодня как раз то, что писавшие о святом Антонии прямо к нему и относили. Там говорится про богатого юношу, который хотел узнать, что нужно сделать, чтобы достигнуть Царствия Божия, сверх исполнения заповедей Ветхого Завета. Господь ему сказал, чтобы он все свое оставил и пошел за Ним, ничего с собой не взяв, и этот юноша опечалился и не пошел. А вот святой Антоний, когда еще был юношей и остался без родителей, он как раз услышал эти слова и пошел. Он действительно все оставил, что у него было (он был не очень богатым, но и бедным тоже не был), и вместо этого принял полную нищету и последовал за Христом. И так он стал "отцом многих монахов", хотя в то время слово "монах" еще, скорее всего, не употреблялось, потому что все это происходило где-то в самом конце III века. Но некоторые люди тогда уже жили недалеко от селений и пытались вести аскетическую жизнь; святой Антоний сначала у них пытался учиться уму-разуму и подвизался так же, а потом он стал искать более высоких подвигов и ушел в глубокую пустыню, где поселился отшельником, думая, что всегда будет жить один. Но слава о нем прошла сначала среди тех, кто стремился к такому же житию, а потом и среди всех остальных людей, и очень многие стали приходить к нему, в результате чего в той пустыне образовалось несколько поселений отшельников, которые жили друг от друга на таком расстоянии, чтобы реже видеться и не очень друг другу мешать; но все они были под руководством святого Антония, и, что еще важнее, он дал пример не только этим отшельникам, но и вообще стал образцом монашеской жизни для всех. И потому его называют отцом монахов, и про него говорится, что он стал "новым Авраамом".

Потому что в свое время в Ветхом Завете Авраам первым принял обетования, хотя еще не принял Ветхого Закона (это сделал позже Моисей на горе Синай), был призван уйти из своей страны, уйти от родственников, которые были язычниками, и служить исключительно Богу. И вот, Авраам это исполнил. Подобно этому и святой Антоний получил такое же указание от Бога, как и Авраам, и в его житии к нему прямо относятся слова Бога, сказанные Аврааму, - оставить все в своей земле и идти за Богом, - и он стал начальником нового великого народа, которым стали монахи. И мы знаем, что в Православной Церкви именно монашество является таким сословием, если можно так выразиться, которое наиболее прямо выполняет евангельские заповеди и поэтому всегда является духовным руководством Церкви. Пусть административно Церковью управляют не всегда монахи, это по-разному происходило и происходит, но духовное определение того, как Церковь должна реагировать на меняющуюся общественную ситуацию, что она должна проповедовать людям, - это прежде всего определяют монахи.

И конечно, невозможно представить себе, чтобы был какой-то мало-мальски грамотный православный человек, читающий какие-то духовные книги, не знал бы святого Антония. Да, святому Антонию не принято молиться для того чтобы найти жениха, для того чтобы найти потерянную вещь, для умножения имущества и т. д.; таких народных обычаев с его именем не связано. Конечно, для кого-то это повод, чтобы вообще не знать, кто он такой. Потому что зачем нужен такой святой, которому непонятно, о чем молиться? Чем он отличается от всех остальных святых, которых тысячи?.. Но конечно, для человека, так думающего, вообще православие не нужно; ему нужна просто любая традиционная религия, которую исповедуют в той местности, где он живет. Был бы он каким-нибудь дикарем, или буддистом, или мусульманином, местная религия его бы тоже устроила. Если же мы хотим быть православными христианми, то мы должны стараться узнать, кто передал нам православную веру, кто особенно много сделал, чтобы нам ее объяснить и показать на своем жизненном примере. И если выбрать немного самых главных святых Церкви, святой Антоний обязательно попадет в их число. Поэтому не знать и не интересоваться святым Антонием - это верный признак того, что мы не знаем и не интересуемся православием как таковым. И если мы действительно до сих пор не интересуемся православием как таковым, но при этом хоть мало-мальски верующие, надо постараться заинтересоваться православием и в том числе святым Антонием.
Но вот насколько великие подвиги святого Антония могут быть отнесены к каждому из нас? Ведь многие говорят так: конечно, мы будем восхищаться святым Антонием, будем о нем читать (и может быть, эти люди действительно много о нем читали и знают), но при этом как это относится к нашей жизни, которая проходит отнюдь не в пустыне, и в которой нас окружают отнюдь не пустынники, а соседями нашими являются вообще, мягко выражаясь, далеко не монахи?

Конечно, это очень лукавая отговорка, потому что речь идет вовсе не о том, чтобы подражать внешним условиям жизни святого Антония или какого бы то ни было святого. Речь идет о том, чтобы подражать их отношению к реальности в тех условиях жизни, в которых оказываемся мы. Эти условия тоже могут быть близки к условиям жизни кого-то из святых, и тогда они дают нам дополнительный пример. Вот, например, святая Елисавета. Но если условия жизни каких-то святых и далеки от наших условий жизни, и мы буквального примера от них взять не можем, то из их отношения к реальности мы можем и должны взять пример. И вот, в чем же мы должны всегда брать пример со святого Антония? Пример этот такой. Святой Антоний услышал в Евангелии о том, что надо все оставить, и действительно все оставил, для него больше не было никаких вопросов. Вот так же и мы должны, если не физически, то обязательно внутренне все оставить и пойти за Богом. И эти слова не являются простой абстракцией. Потому что мы часто говорим сами себе, что вот, мы исполняем те или иные церковные предписания, стараемся, но совершенно не преуспеваем, и даже если мы натренировались, может быть, в соблюдении постов или выстаивании богослужений, то мы нисколько не улучшаемся в борьбе со страстями; мы становимся еще более завистливыми, еще более гневливыми, еще более тщеславными и т. д. И почему же это происходит? А происходит это прежде всего потому, что мы отдаем Богу, может быть, даже много разного, но не хотим отдать Ему самое главное - не хотим именно всецело последовать за Ним.

Потому что иногда возникают какие-то ситуации для нас очень затруднительные, когда мы должны ради исполнения заповедей не просто сделать какое-то усилие, а именно порвать с какими-то своими привычными представлениями, пойти против той среды, вне которой мы не представляем нашу жизнь, или решиться перенести такое физическое состояние, которое мы всегда боялись переносить, и если хоть раз в жизни не принять такого решения, то по-настоящему верующим человеком стать невозможно. Потому что вера у нас только начинается тогда, когда мы захотим стать верующими; но реальной наша вера становится тогда, когда мы поступили в соответствии с верой, хотя бы один первый раз, - вот тогда мы становимся не просто желающими принять веру, а действительно верующими людьми, хотя бы и мало и плохо.

А что значит поступить в соответствии с верой хотя бы один раз? Это значит поступить так, как мы бы никогда не поступили и никогда бы не решились поступить, если бы у нас веры не было.

Чаще всего мы поступаем по заповедям, если это соответствует житейским расчетам. Потому что, например, когда мы сдерживаемся и не ругаемся на наших ближних, то с житейской точки зрения это тоже правильно, потому что тогда мы выигрываем в отношении с ними, и поэтому, хотя это и требуется верой, здесь нет никакого серьезного переламывания себя, хотя возможно пересиливание. Тем более этого нет в постах, потому что нам, как правило, все равно, поститься или не поститься, просто одно несколько непривычно, а другое привычно. Но тем не менее, у каждого бывают какие-то свои ситуации, когда поступить по вере это значит поступить вопреки всем жизненным устоям, решиться перенести что-то такое, чего, как нам кажется, перенести невозможно, будь то физическое или моральное. И вера обязательно не по одному разу в жизни приведет нас к такой ситуации, когда от нас требуется именно это. И вот, если мы не поступаем по вере в такой ситуации, то потом мы все больше и больше даем себя запутать миру. И когда придет другой случай, когда нужно будет поступить по вере, нам будет уже гораздо труднее. И так далее. Если же мы поступаем по вере, то оказывается, что мы получаем действительно помощь Божию - а мы ни на что другое и не могли рассчитывать, потому что ситуация казалась нам безнадежной, - и мы можем быть внутренне уверены, что это действительно помощь Божия, и тогда мы и начинаем быть верующими людьми. Без этого совершенно невозможно угодить Богу, без такой веры. А что же это такое, как не подражание, пусть и скромное, пусть и в маленьких масштабах, но все-таки подражание тому, что сделал святой Антоний, который, в свою очередь подражал Аврааму, выйдя из своего дома и оставив все свое имущество и родных, для того чтобы следовать за Богом.

Поэтому будем готовы к тому, что в нашей жизни будут возникать какие-то ситуации, когда исполнение христианских заповедей будет совершенно несовместимо с тем, что мы представляем для себя возможным. Но все-таки надо решаться на исполнение заповедей и не думать о последствиях. Думать можно даже так: пусть я здесь и умру, но если бы я не умер, то зачем мне такая жизнь с нарушением заповедей? И вот, это бывает и помогает решиться, как и пустынники, в том числе святой Антоний, понимали, что они рискуют умереть в своей пустыне, но тем не менее считали, что лучше уж умереть, чем жить, не исполнив воли Божией. Вот так и мы должны для себя решаться, и так мы постепенно будем становиться верующими. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz