Слово о прощении обид

10/23.02.2005

Смертоубийства и природные катаклизмы нашего времени напоминают нам о приближающемся конце света. Наш персональный конец света - смерть - наступит в любом случае довольно скоро, и надо готовиться. Критерии для определения духовного состояния. По своей молитве нам это трудно определить, но есть более понятные критерии, например, наличие или отсутствие вражды против кого-либо. Если мы обнаруживаем в себе такой грех, надо молить Бога, чтобы Он избавил нас от этого. Откуда в нас берется вражда.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы и в Евангельском, и в Апостольском чтении слышали об одном и том же - о приближающемся Страшном суде, о том, что мир наш будет иметь конец, и что если до сих пор конец не наступил, то это еще не значит, что его не будет, и те, кто говорят, что как история продолжалась, так она и дальше будет продолжаться без особых катаклизмов, те, как пишет апостол Петр в своем послании, которое мы сегодня читали, глубоко заблуждаются и являются весьма нечестивыми людьми, развращающими учение Божие. С тех пор, как мы тоже можем сказать, не перевелись люди, которые говорят, что не будет конца света, что так все и будет продолжаться, хотя вроде бы история нас даже с тех пор научила тому, что все больше и больше происходит всяких катаклизмов, которые напоминают нам о конце света. Потому что никогда не было таких смертоубийств, какие произошли в ХХ веке, причем произошли не по причине того, что какие-то стихии разбушевались, а потому что сами люди разбушевались. Да и недавние события показывают, что, несмотря на весь технический прогресс, которым человечество так кичится, от стихии защититься оно еще не может, и многотысячные жертвы бывают даже и сейчас, несмотря на все защищающие, вроде бы, нас блага цивилизации, и касаются они не только каких-то людей, живущих в малоразвитых странах, а касаются абсолютно всех.

И поэтому надо помнить о том, что приближается конец мира, и о том, что, конечно, еще больше он приближается для каждого из нас. Потому что даже если во время нашей земной жизни не произойдет конца света, то сама-то наша жизнь закончится точно, и конец света для нас произойдет без всякого сомнения и достаточно скоро. Кому-то меньше, кому-то больше осталось до этого, но в любом случае сроки достаточно невелики. И поэтому мы должны думать, что мы возьмем с собой на тот свет. Надо думать о том, что мы хотели бы с собой туда взять, и в не меньшей степени надо думать о том, чего с собой туда брать не надо, потому что потом от этого уже будет не отделаться, - речь, конечно, идет о грехах.

Но грехов у нас очень много, и добродетелей, которые мы должны делать и не делаем, тоже очень много, настолько много, настолько трудно избежать всех этих грехов и сотворить все нужные добродетели, что это даже трудно обозреть умом, и если мы это пытаемся делать шаг за шагом, то неизбежно запутываемся. И потому очень важно знать, в чем состоит самое главное. В чем состоят те грехи, совершая которые, мы уже дальше впадаем во все остальные, и в чем состоят те добродетели, начав совершать которые, мы дальше становимся все более совершенными в отношении добродетелей и воздерживаемся от каких-то грехов. И здесь важнейшим показателем является наше собственное внутреннее мирное устроение.

Конечно, можно сказать, что таким показателем является наша чистая молитва. Но это такой критерий, который, может быть, наиболее важен объективно, но который очень трудно оценивается изнутри. Потому что иногда человеку кажется, что молитвы у него нет никакой, а в то же время он старается и полагает много сил на то, чтобы жить молитвенно, может быть, это у него такое искушение, что ему кажется, что ум его сильно рассеивается, это и со святыми бывало; а на самом деле, может быть, это если и не сильное преуспеяние в молитве, то, по крайней мере, довольно здравое духовное состояние. А бывает, что человеку кажется, что он молится внимательно, и действительно при этом поддерживается какое-то внимание, а ничего здравого в этом состоянии нет, потому что оно поддерживается исключительно внутренней гордостью и неизвестно, чем. Поэтому хотя степень чистоты нашей молитвы и ее внимания и является самым главным критерием, но нам самим трудно его применить. Но есть некоторые другие критерии, которые всегда тоже связаны с чистотой молитвы, но нам их легче проконтролировать, хотя, конечно, не может быть такого критерия, чтобы мы могли на основании каких-то внешних признаков судить о своем духовном состоянии с точностью; но какие-то ориентиры тут могут быть. Что же это за критерии?

Прежде всего они связаны с нашими обидами и враждой против кого-либо. Конечно, самое плохое, что мы можем унести с собой отсюда на тот свет, это состояние какой бы то ни было вражды, будь то открытая вражда на какого бы то ни было человека или какая-то другая форма недовольства другим человеком. Конечно, если мы вынуждены вступать с какими-то людьми в такие отношения, что нам важнее деловые качества, и деловые качества у этих людей, как нам кажется, а может быть, и на самом деле не соответствуют тому, что должно быть, мы должны делать выводы об этих деловых качествах и пытаться либо их улучшить, либо не иметь соответствующих дел с этими людьми. Но это никогда не дает нам никакого повода делать плохие выводы о самих этих людях. Просто мы можем сделать выводы, что для такой-то работы этот человек нам не подходит, но не более того. Если же мы начинаем говорить, что вот он такой плохой, и поэтому он не подходит для работы, то это уже мы вторгаемся в совершенно другие области, что нам категорически запрещено. А бывает еще так, что мы говорим себе: ладно, я не буду об этом человеке думать, что с него взять, нечего на него и огорчаться, - но на самом деле мы так сами себя обманываем, потому что мы этого человека внутренне глубоко презираем, неприязненно о нем думаем, или сама мысль о нем вызывает у нас какую-то внутреннюю тоску или раздражение. Это, конечно, все очень плохо. Это свидетельствует и о том, что у нас нет чистой молитвы, потому что такие состояния душевные с молитвой несовместимы, даже если нам и кажется, что мы молимся внимательно. А с другой стороны, пока мы пребываем в таком состоянии, у нас молитвы и не может быть. Поэтому первое, что надо делать, чтобы этих состояний не было, это не питать ни к кому вражды, все время понимать, что мы очень склонны в это впадать, и очень внимательно за этим следить. А во-вторых, по мере того, как мы обнаруживаем, что действительно у нас такая вот вражда к этому человеку, и к тому, и к вот этому, - мы должны молить Господа, чтобы Он нас от такой вражды избавил, потому что сами своими силами мы можем даже и не пытаться от нее избавиться, потому что это невозможно. Точнее говоря, это возможно, но только в том случае, если этот грех заместится каким-нибудь другим - например, презрением к ближним и т. д. А если мы хотим действительно избавиться от греха, то мы должны только молить Господа.

Но для того, чтобы об этом молить Господа, надо и на самом деле молить Его, и действительно хотеть избавиться от греха. Не считать, что я вот этого человека могу простить, хотя понимаю, что он недостоин моего прощения, - у нас не должно быть даже таких мыслей, что кто-то недостоин нашего прощения. Это мы недостойны того, чтобы простить кого бы то ни было. Но хотя мы и недостойны никого прощать, мы должны, тем не менее, это делать, чтобы исполнить заповедь Божию.

Вот поэтому, когда мы начинаем думать о внутреннем состоянии нашей души, мы прежде всего должны смотреть на то, нет ли у нас какой-то вражды, каких-то огорчений, каких-то обид на кого бы то ни было из наших ближних, совершенно независимо от того, что они нам сделали. Но если мы видим, что это есть, то еще бывает полезно подумать о том, откуда это взялось, почему это у нас раньше этого не было, не было, а потом вдруг появилось. И тогда часто мы можем увидеть, что прежде чем у нас возникла какая-то вражда к этому человеку, у нас были и другие мысли, которые на самом деле тоже являются греховными. Например, мы можем себя задним числом поймать на каких-то мыслях гордости, превозношения или тщеславия. Например, я думал о себе, что вот я такой хороший, то у меня получается хорошо, это я умею хорошо делать, здесь я обладаю какими-то выдающимися способностями, - а потом уже мне пришла мысль осудить другого человека. Или другой, тоже очень распространенный вариант, когда я, может быть, и не превозносился и не тщеславился, но просто очень много рассеивался - например, перед тем, как кого-то осудить, целый вечер смотрел телевизор, а это уже само по себе свидетельствует о моем внутреннем отупении и о том, что какой бы то ни было контроль над помыслами у меня утрачен, и естественно, что при первом же искушении я поддамся, и если это будет искушение кого-то осудить, то я это сделаю, а если другое будет искушение, то я сделаю что-то другое.

И вот, надо смотреть за собой внимательно. Потому что мы должны помнить, что мы здесь живем последние дни, мы не знаем, сколько у нас осталось этих последних дней - может быть, один, а может быть и много; но надо знать, что сколько бы их ни было, это все последние наши дни, последние часы и даже минуты. И поэтому надо стараться проводить их как-то так, чтобы об этом потом не пожалеть, особенно чтобы об этом не пожалеть в наш смертный час и на том свете. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz