21.02/6.03.2005
Описание Господом Страшного суда. О противоречиях в Писании. Только делаемое ради Христа доброе дело служит нашему спасению. Вера это не чувство, а Сам Бог, действующий в нас Своею благодатью. Вера определяется по тому, как человек соблюдает заповеди. Как ближние могут помочь нам осознать свои недостатки.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем воспоминание последнего события всемирной истории - второго пришествия
Христова и Страшного суда. И поэтому сегодня мы читали в Евангелии то место,
где Христос рассказывает, как Он будет судить. Но рассказывает Он об этом не
какими-то внешними описаниями, потому что это и невозможно ни описать, ни понять,
а рассказывает это на языке символическом, на языке образов, а точнее говоря,
на языке притч. И Он рассказывает притчу о Страшном суде, которую мы сегодня
и читали в Евангелии. И мы все хорошо должны помнить, о чем там говорится: что
приходит во втором пришествии Сын Человеческий, с Ним святые Ангелы, и Он ставит
одних слева от Себя, а других справа, и тем, которые справа, Он говорит: "Приидите,
благословеннии Отца Моего", - и перечисляет их заслуги, которые заключаются
в каких-то конкретных делах: "Я был голоден, и вы накормили Меня, Я жаждал,
и вы Меня напоили, Я был в темнице и болен, и вы Меня посетили" и т. д.,
а тем, кто оказывается слева, Он говорит все то же самое, но только с частицей
"не": вы всего этого не сделали, а потому осуждаетесь. Но и те, и
другие не понимают, о чем Он говорит, потому что и те, и другие Его спрашивают:
"Когда это мы Тебя видели и сделали или не сделали то, о чем Ты говоришь?"
Потому что, действительно, непосредственно никто из них Ему этого не делал.
И тогда Он отвечает: "Поскольку вы это сделали или, наоборот, не сделали
кому-то из братьев Моих меньших, то вы это сделали или не сделали Мне".
О чем это
говорит? О том, что спасаемся мы тем, что что-то делаем. Но ведь Апостол говорит
в другом месте, что делами мы спастись не можем, а только верой. И получается
опять противоречие. Вообще, если мы возьмем какую-нибудь мысль в Евангелии,
то чем она важнее, тем она будет противоречивее, потому что в том же Евангелии
или, по крайней мере, где-то в Библии мы найдем что-нибудь прямо противоположное.
Потому что если мы попытаемся буквально понять какую бы то ни было мысль, то
мы ее никогда не поймем. Есть в протестантизме много таких течений, которые
называются фундаменталисткими, особенно всякие баптисты, которые стоят на буквальном
понимании всего, что сказано в Библии. И поэтому у них получаются только ереси,
потому что они что-то начинают исполнять буквально и в результате исполняют
не то, что там имелось в виду, а что-то им приходится и буквально отвергать,
потому что Библию невозможно читать и исполнять буквально. Недаром святой Максим
Исповедник говорит, что кто хочет буквально понимать Писание, тот соединяется
с иудеями, которые убивают Христа, живущего за буквой Писания.
Но как же
совместить то, что мы должны, с одной стороны, что-то делать для того, чтобы
спастись (об этом нам говорит сегодняшняя притча), а с другой стороны, то, что
мы делами не спасаемся? Дело в том, что уже сегодняшняя притча отчасти и открывает
нам ответ на этот вопрос, потому что то, что было там делами, на самом деле
было делами веры. Потому что только вера может нам открывать, что мы делаем
что-то для Христа. И святой Серафим Саровский объясняет это еще более прямо,
говоря, что всякое доброе дело только тогда ведет нас к спасению, когда оно
делается ради Христа, а дело, которое делается не ради Христа, даже если оно
доброе, оно дает нам симпатии людей и является само по себе делом хорошим, но
поскольку оно делается не ради Христа, оно не может послужить нашему спасению.
А можно добавить, что оно может послужить и к погибели, потому что может делаться
с какой-то внутренней гордостью и т.д. Хотя очень часто бывает, что в таком
случае такие наши вроде бы благие намерения Господь посрамляет, чтобы нас вразумить
и показать, что у нас на самом деле были не те намерения, какие должны были
бы быть.
Но мы должны
смотреть еще глубже. Что такое вера, и что такое дела? Когда мы говорим о вере,
мы норовим думать о каких-то душевных состояниях. Что вот, я сейчас чувствую,
что я очень верю в то и то. Или, наоборот, я чувствую, что у меня никакой веры
нет; вот стою, и как будто никакой веры у меня нет. В том и в другом случае
имеется в виду душевное состояние, к которому вера, вообще говоря, не имеет
никакого отношения. И как в том случае, когда человек говорит, что никакой веры
у него нет, на самом деле у него какая-то вера, хотя бы и не ахти какая, есть,
так и в том случае, когда человеку может казаться, что он очень даже верующий,
но на самом деле у него веры нет, - и сколько раз так бывало, - т.е. человек
говорит, что вот сейчас я с верой пойду и совершу то и то, а потом получается,
что он ничего не совершает, потому что выясняется, что вера у него вроде бы
какая-то и была, да не того качества, а на самом деле можно сказать, что ее
и не было, потому что у него было просто какое-то разгоряченное душевное состояние.
А что такое
вера, говорит апостол Павел в Послании к Евреям. Это и на церковнославянском,
и на греческом выражение трудное для понимания и перевода, оно означает, что
вера это уже обладание реальностью невидимого, можно сказать "ипостась
невидимого". И вот обладание этой реальностью - вот что такое вера. То
есть вера, как учат святые отцы, это благодать Божия, которая есть Сам Бог,
а не что-то тварное, тем более не какое-то там душевное состояние, которое еще
более эфемерно, чем какая-нибудь табуретка. Вера является Самим Богом, Который
Сам действует в нас, "действующим все во всех". Поэтому вера не может
быть обнаружена нашими чувствами. Бог невидим нашими чувствами - никакими, ни
внешними, ни душевными. Бог виден только Сам Собой, и поэтому вера обнаруживает
сама себя. Но когда она, может быть, не настолько в нас отчетлива, чтобы сама
себя обнаруживать, тогда она обнаруживается делами, потому что вера судится
по плодам. И Господь об этом тоже прямо говорит в Евангелии, но в другом месте,
не в том, которое мы читали сегодня, когда говорит: "Любяй Мя заповеди
Моя соблюдет", - т.е. тот, кто любит Бога, соблюдает Его заповеди. Вот
в чем проявляется вера, а не в том, что кто-то говорит, как он любит Бога и
как он в Него верует, как говорил об этом Петр до своего отречения. В тех его
словах вера еще не проявлялась, а проявиться она могла только в делах, и в случае
Петра она проявилась в том, что после своего грехопадения он раскаялся, показав,
что вера у него все-таки была, хотя на тот момент и не достаточная для того,
чтобы исповедовать Христа.
Вот так же
и здесь. Верующие мы люди или нет, можно судить только по делам. В этом смысл
сегодняшней притчи, об этом она и говорит - что Господь Сам будет судить о нас
только по нашим делам, и по ним Он будет судить, верующие мы или не верующие,
есть у нас та вера, которой мы можем спастись, или у нас ее нет. Потому что
какими бы ни были дела, даже те, которые Господь перечислил сегодня в Евангелии,
они сами по себе нас не спасут, потому что никакими делами спастись нельзя,
спасаемся мы только верою. Но наличие или отсутствие веры проявляется делами.
И если Сам Господь будет так проверять нас на Страшном суде, то и сами мы, пусть
и не в такой степени, пусть и не про других, но зато про себя, можем это определить,
глядя на наши дела, насколько мы соблюдаем заповеди. Но насколько мы соблюдаем
заповеди по отношению к Богу, увидеть можно, но сложно. Потому что, конечно,
есть у нас совесть, которая нас обличает; но беда в том, что кроме совести,
обличить нас уже некому. Потому что в отношении Бога получается, что вроде бы
я что-то там и нарушил, какое-то правило не прочитал, не помолился, рассеялся,
это грех, да; и если мы еще это замечаем, то слава Богу; но насколько это грех,
насколько это серьезно, какая нужна степень покаяния в нем, - тут уже мы сами
себе оставляем очень большой простор, прямо сказать, для воображения, а точнее,
для самооправдания.
А более доступны
для наблюдения наши дела по отношению к ближним. Потому что, например, мы можем
видеть, что если ближние на нас сильно возмущаются, то это, строго говоря, ненормально,
это значит, что мы выходим из среднестатистического образа поведения. Конечно,
иногда в этом бывает нужда, иногда нам действительно по должности, по работе,
по христианскому долгу (а работа, кстати, это тоже разновидность христианского
долга) приходится кого-то обличать и говорить кому-то что-то неприятное; у каждого
в жизни такие ситуации бывают, это абсолютно неизбежно. Но это должно быть в
какой-то разумной пропорции. Если с одним человеком это может быть так, то с
десятью остальными это должно быть не так. А если, скажем, у нас со всеми так
получается, то это уже серьезный повод для беспокойства. Если много разных и
даже между собой не знакомых людей начинают в нас замечать одни и те же недостатки,
то, скорее всего, в чем-то они правы - не обязательно в том, что они правильно
называют наши недостатки, но в том, что у нас есть какие-то очень серьезные
недостатки, в этом они правы наверняка. И эти недостатки проявляются в том,
что мы не исполняем свой долг по отношению к ближним, т.е., строго говоря, что
мы нарушаем именно те заповеди, о которых рассказывает сегодняшняя притча.
Вот поэтому
будем стараться проверять сами себя и судить сами себя, пока еще не наступил
тот момент, когда нас будет судить Бог, и когда уже некому будет нас оправдывать.
А для этого в качестве важнейшего, хотя и не единственного подсобного средства
в таком суждении о себе будем использовать наших ближних. Особенно надо смотреть,
так ли уж необходимо нам их огорчать в тех случаях, когда они на нас огорчаются,
и не доставлять им какого-то отдыха или помощи, когда это от нас зависит. Вот
в этом настроении будем думать о том, как нам через неделю или, по крайней мере,
в течение ближайшей недели испросить друг у друга прощения накануне Великого
поста, и как нам постараться провести пост так, чтобы это содействовало исправлению
нашей жизни. Аминь.