Как подражать монахам.
Слово в субботу сыропустную,
на память всех преподобных отцев, в посте и подвиге просиявших

27.02/12.03.2005

Праздник монашествующих и всех христиан вообще. Каждый человек один пред Богом. Кто говорит, что его жизнь "никому не нужна", тот безбожник. Не надо что-то делать ради людской благодарности или ради определенного результата. Польза от обид от ближних.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем особенный праздник, который бывает только раз в году, - память всех святых, которые подвизались в монашестве, тех, которые известны по имени (и некоторые из них поминаются только раз в году, именно в этот день) и всех многочисленных остальных, чьи имена неизвестны. И понятно, что это особый праздник для всех монашествующих, и уже хотя бы по этой причине это особый праздник для нашего прихода, где как-то очень много собралось то ли монашествующих, то ли собирающихся и произволяющих, и поэтому мы должны этот праздник особенно чтить в нашем приходе. Но конечно же, как и всякий церковный праздник, этот праздник касается даже и тех людей, которые не собираются когда-либо в жизни становиться монахами. Потому что в монашестве есть нечто - и это, разумеется, не что иное, как самое главное в монашестве, - что принадлежит одинаково всем образам христианской жизни, потому что это касается самой главной нашей установки ко спасению.

Само понятие монашества предполагает некое одиночество пред Богом. И хотим мы этого или не хотим, а оно есть у нас у всех. А вот что зависит от того, хотим мы этого или не хотим, так это то, как мы к этому относимся. Очень часто можно слышать: "Я становлюсь никому не нужным"; "Зачем я буду это делать, если это никому не нужно?" Вообще это словосочетание "никому не нужно" звучит очень у многих на устах. Это, конечно, очень странно для христианина, потому что если, скажем, я живу, то вряд ли можно сказать, что это не нужно. Потому что было бы это Богу не нужно, так я бы и не жил. А если Он меня сотворил, значит, была в этом какая-то нужда - не в том смысле, чтобы Бог имел какую-то необходимость в чем бы то ни было, а в том смысле, что Его воля предполагает, что это для чего-то нужно и соответствует Его воле. Поэтому когда я говорю, что моя жизнь никому не нужна, я обычно имею в виду не Бога, а каких-то людей, конкретных или вообще людей, в глазах которых моя жизнь должна была бы быть нужна, но это не так, и это меня огорчает. Но если это меня огорчает, то это говорит только о том, что я безбожник - может, и не абсолютный, но по крайней мере, частично безбожник. Потому что это совершенно безбожное рассуждение. Потому что как можно говорить: "никому не нужен", если ты нужен Богу? Как же это Бога можно называть словом "никто"? Поэтому тот, кто так говорит или думает, тот, конечно, безбожник.

Но как избежать таких мыслей? Что нужно иметь внутри?

Внутренне надо всегда понимать, что если мы что-то делаем, то мы это делаем потому, что исполняем заповедь. Это прежде всего результат наших отношений с Богом, в которые могут быть вовлечены, как это часто бывает, какие-то еще люди, но их место тут не принципиально. Поэтому если мы что-то делаем, то мы не должны ждать благодарности от людей. Если она все-таки есть, то мы должны по сути дела ее игнорировать, понимая, что, может быть, для этих людей хорошо, что они выразили нам благодарность, но она ни в коем случае не должна становиться для нас стимулом. И поэтому, конечно, если мы не получаем благодарности, то это тоже должно быть совершенно нормально.

Также мы не должны что-то делать для того, чтобы добиться какого-то результата, хотя это, конечно, в одном смысле так. Потому что, естественно, абсурдно делать что бы то ни было, не рассчитывая получить такой-то и такой-то результат. Конечно, мы рассчитываем на какой-то результат. Но расчет у нас должен быть христианский - с пониманием, что человек предполагает, а Бог располагает. То есть всякая наша молитва о результате, всякое наше стремление к результату должно быть ограничено сознанием: "Если на то будет воля Твоя", - мы должны говорить это Богу мысленно и понимать, что, может быть, даже и нет воли Божией на то, чтобы результат был достигнут, может быть, даже она и есть, но по грехам нашим лучше будет для нашего исправления, чтобы эта воля Божия не исполнилась в каком-то отношении, и чтобы вместо нее исполнилась воля Божия попустительная, которая не соответствует тому, чего хотел бы Бог относительно людей. И поэтому мы должны делать что-либо только потому, что должны это делать, а не потому, что непременно будет достигнут определенный результат. И в христианском смысле слова правильность наших усилий не определяется тем, какой результат достигнут; она определяется лишь в том смысле, что "по плодам их познаете их". Если наши усилия приносят какой-то греховный результат, это показывает, что в нас есть что-то греховное. Если же результат не греховный, то тогда хорошо; но не греховный результат это не обязательно удача в каком-то мирском смысле. Например, мы должны содействовать какому-то положительному христианскому влиянию на наших ближних. Но мы прекрасно понимаем, что даже если мы будем идеальны, это во многих случаях не удастся, чему пример Сам Господь Иисус Христос, Который, всяко, хорошо воздействовал на всех своих ближних, но некоторые настолько этому воздействию не поддавались, что даже Его распяли. Что уж тогда говорить про любого из нас! Мы должны что-то делать просто потому, что по заповеди мы должны что-то делать. И надо смотреть на это, смотреть на то, исполнили мы заповедь или нет. А вот исходя просто из того, какого результата мы достигли или не достигли, нельзя судить о том, правильны ли наши поступки или нет.

И так же спокойно мы должны переносить, когда кто-то нас не любит, когда кто-то нам не то, что неблагодарен, а может быть, даже имеет по отношению к нам какой-то злой умысел, недоброжелательство или стремится как-то нас унизить. Мы должны к этому относиться легко и спокойно, потому что, как известно, христианина унизить невозможно, а если нас все-таки почему-то задевает такое отношение, то значит, надо благодарить этого человека за то, что он нам указал на наши грехи и страсти, потому что только за какие-то страсти можно человека задеть. Потому что если человеку, например, стало обидно, то это значит, что он не только согрешил тем, что обиделся, но и то, что в его устроении души есть такие вещи, которые сами по себе тоже греховны, даже когда он ни на кого не обижается. Потому что он, значит, за что-то цепляется, что-то есть для него ценное, по чему можно так вот ударить, и будет у него состояние обиды, огорчения и т.д. И вот для того, чтобы нам исправляться, чтобы этого не было, нам полезны всякие такие искушения, в итоге которых мы оказываемся обиженными. Собственно, в этом и есть главная польза, которую нам могут принести наши ближние. Мы должны понимать - и об этом все монахи писали, - что самое ценное, что нам могут дать наши ближние, и для чего, собственно, они нам и нужны, это чтобы они указывали нам на наши страсти - именно тем, что как-то нас обижают и т.д.

И вот поэтому будем стараться те, кто уже постриглись в монашество или собираются это сделать, или собираются жить по-монашески в миру, будем стараться жить по-монашески; а те, кто не собирается так жить, будем стараться, по крайней мере, в том, в чем всем христианам надо подражать монахам, в этом им подражать. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz