Об опасностях переходных периодов в истории Церкви.
Слово после литургии Преждеосвященных Даров в среду 3-й седмицы Великого поста,
на память святителя Кирилла Иерусалимского

17/30.03.2005

Св. Кирилл - очевидец явления Креста Господня на небе и устроитель богослужебного устава. Почему его житие плохо сохранилось? История с его рукоположением арианами; как объяснить такие случаи. Позиция св. Кирилла была допустима, но позиция св. Афанасия Великого более правильна и безопасна. Чему мы можем поучиться из этих примеров в наше время.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святого Кирилла Иерусалимского. Этот святой вошел в память церковную сразу из-за нескольких очень важных обстоятельств. И одним из наиболее важных является то, что он вместе с другими видел в 352 году над Иерусалимом в небе огромный светящийся крест, и именно он как архиепископ Иерусалимский написал об этом императору Константу; в этом знамении видели признак побед христианской Империи, и так оно и оказалось. Подобное же знамение, хотя и в ином виде, было явлено в 312 году императору Константину Великому, и часто в церковной памяти эти два разных события путались. Но во всяком случае, именно со святым Кириллом Иерусалимским связана память об этом чудесном событии, которое Бог явил христианам.

Во-вторых, святой Кирилл особенно памятен тем, что во многом установил и упорядочил иерусалимское богослужение, но это означало нечто достойное памяти не только в Иерусалиме и в Палестине, но и во всем христианском мире, потому что в IV веке иерусалимское богослужение стало главным образцом и для всего остального христианского мира. И таким образом, труды святителя Кирилла Иерусалимского оказались восприняты всей вселенной.

Но для нашего времени святой Кирилл, может быть, особенно памятен тем, о чем в средние века старались даже намеренно забыть. Недаром большое подлинное житие этого святителя очень плохо сохранилось, хотя оно было написано сразу после его смерти, но на греческом - языке оригинала - оно вообще не сохранилось, а сохранилось только в переводе на армянский язык, поскольку в Армении всегда чрезвычайно почитали святого Кирилла. Почему же так произошло? Потому что в его житии прямо сказано, что он был рукоположен на Иерусалимскую кафедру арианами. Конечно, если бы этого не было сказано в житии, мы бы все равно это поняли, просто зная церковную историю, потому что в то время, в середине IV века, занять какой бы то ни было важный епископский престол, тем более Иерусалимский, нельзя было тому, кто держался Никейского Символа веры и постановлений Никейского Собора, и поэтому чтобы стать епископом, нужно было скрывать свою приверженность Никейскому Собору и подписывать какие-то исповедания веры, которые содержали другие слова, нежели Никейский Символ, и, по крайней мере частично, создавались теми людьми, которые были убежденными арианами. Но как дальше сказано в житии святого Кирилла, ариане рукоположили его, думая, что он станет держать их сторону и будет им помогать. А он стал поступать совершенно наоборот - всячески им мешать и отстаивать Православие.

У современного человека возникает понятный вопрос: даже если поверить именно этой версии событий, то как же можно считать действительным рукоположение, совершенное арианами? Как можно мешать арианам в их арианстве, когда ты сам ими рукоположен, а значит, у тебя нет действительного епископства, и сам ты являешься еретиком, хотя бы просто через то, что находишься в общении с еретиками? И вот, здесь надо понимать следующее - это очень важно для понимания церковной истории. Когда происходит какой-то церковный собор или учение Церкви утверждается каким-то иным способом в какой-то конкретной форме, это может действительно удаться, как например, сейчас все признают, что I Вселенский Никейский Собор действительно правильно изложил православную веру. Но даже если признать, что он изложил православную веру, то отсюда еще не следует вывод, будто это является необходимым и единственно возможным изложением православной веры. Потому что мы знаем, что вообще не может быть никакого единственно возможного изложения православной веры. Изложения в течение веков меняются, а вера остается неизменной; а бывает, что в одно и то же время существует несколько разных способов ее изложения. И вот, Никейский Символ, который мы сейчас поем до слов "И в Духа Святаго" (начиная с этих слов Символ дополнил II Вселенский Собор), был одним из таких способов, и мы должны петь этот Символ, понимая, что православное учение могло быть выражено и в иных словах. И вот, когда епископы собрались на Собор и решили сделать нормативной для всех такую формулировку, можно было подойти к этому критически; и после многих Соборов, не только после первого, такие люди находились. Они сами были православными людьми и верили православно; может быть, они даже соглашались, что формулировка такого-то Собора возможна, но при этом они не считали, что она оптимально, а может быть, даже вообще считали ее плохой и неудачной, дающей поводы для еретических толкований.

Такие расхождения между православными христианами всегда возможны, и в принципе они не должны вести к тому, чтобы разногласящие не признавали друг друга православными. Однако, эти разногласия, по нашим немощам, иногда действительно ведут к церковным разделениям. Поэтому большая часть православного епископата времен святого Кирилла Иерусалимского, в том числе никто из его святых современников, не были с ним в общении. Конечно, не было и речи, чтобы с ним мог быть в общении святитель Афанасий Великий, который никогда не общался ни с кем, кто не признавал Никейского Символа; святитель Василий Великий тоже не был с ним в общении, так же как и те, кто были в общении со святыми Афанасием и Василием и уважали их (хотя мы знаем, что у святого Василия была своя история, когда он, по аналогичной причине, сам отпал от общения с православными, при том, что от православной веры он никогда не отпадал; но вот понять святого Кирилла Иерусалимского ему было трудно).

И так продолжалось до II Вселенского Собора, состоявшегося в 381 году. Святитель Кирилл в то время оставался епископом Иерусалимским, и очень многие епископы Империи к тому времени были еще арианами или никак не отмежевались от них. Собор подошел к святому Кириллу особым образом, видя, как его уважают, и зная, что были люди, свидетельствовавшие, что хотя он и не принимал Никейского Символа, но тем не менее боролся против ариан и за православие, хотя многие этому не верили и считали его еретиком-арианином. И Собор обратился к святому Кириллу с требованием произнести свое исповедание веры, которое он произнес, и оно было признано православным; после этого Собор принял его в общение, причем, что характерно, принял даже без покаяния, а не то что без перерукоположения, как человека, который всегда был православным, но раньше он был под подозрением, поэтому с ним никто не состоял в общении, а потом подозрение было снято. Конечно, хорошо, когда еще при жизни человека успевают снять с него подозрение; но это не обязательно бывает так.

Кроме того, мы должны, с одной стороны, понимать, что люди, которые не следуют за правильными определениями веры, могут быть и православными, как это было со святым Кириллом, хотя он и не следовал за тем разделением между православными и еретиками, которое провозгласил Никейский Собор; точнее говоря, он ему последовал, но только спустя десятилетия. С другой стороны, мы должны понимать, что Церковь в таких случаях все-таки проявляет большую осторожность. Она извиняет неосторожность святого Кирилла, который был в общении со всякими еретиками, прощает его, но похваляет все же святого Афанасия, который всегда был в стороне от ереси. Лучше даже не общаться с какими-то святыми, чем подвергать себя риску общения с еретиками, пусть даже эти еретики соборно еще не совсем осуждены. Действительно, для того чтобы I Вселенский Собор стал действительно вселенским, он должен был быть признан в качестве такового не самим собой, а вселенским голосом Церкви, которым стал в данном случае II Вселенский Собор; а вот между этими двумя Соборами, когда в основном и протекала деятельность святого Кирилла Иерусалимского, I Вселенский Собор еще не был признан вселенским и обязательным для всех, поэтому теоретически можно было оставаться православным, не признавая этого Собора; но практически для души это, конечно, было опасно, хотя вот мы видим и святых, которые так делали. И конечно, Церковь не только не осуждает, но и похваляет святого Афанасия Александрийского, который не был в общении почти ни с кем из епископов, все время был один, все время скитался, более 20 лет провел, скрываясь или в ссылках, почти не имея возможности управлять своей кафедрой. И нам надо стараться подражать именно ему, а уж Господь покажет каждому из нас то конкретное место, в котором мы должны находиться.

И поэтому будем учиться на таком нелегком примере святого Кирилла Иерусалимского тому, как нам относиться к Православию сейчас; не будем никого осуждать, а с другой стороны, не будем делать слишком мягких выводов.

Потому что мы можем говорить, что в ХХ веке постепенно шел процесс развития ереси экуменизма, и уже в 20-е годы произошло разделение православных и еретиков; но мы не должны осуждать тех, кто не отделился от еретиков в 20-е годы, потому что было налицо еще значительное смешение. Поэтому не надо удивляться, что в каких-то экуменических или бывших в ХХ веке в общении с еретиками юрисдикциях были люди праведной жизни и, может быть, даже святые. Хотя мы не будем утверждать ни про кого из них, что он мог достигнуть святости. Но утверждать безблагодатность новостильников и всех, кроме старостильников, начиная, скажем, с 1924 или с 1935 года мы не можем именно по этой причине. Да, разделение было, оно началось, но нельзя сказать, что оно завершилось. И вот, уже только к концу ХХ века можно, наверное, сказать, что произошло действительно окончательное разделение, потому что экуменисты приняли совершенно невозможные постановления, как официальный отказ от анафем против католичества, объявленный в 1965 году патриархом Константинопольским Афиногором, к которому присоединились все остальные патриархаты; затем последовали многочисленные акты, устанавливающие экуменические нормы жизни, как например моления с еретиками, а где-то и совместные причащения с ними. В то же время Истинно-Православные Церкви после этого отреагировали уже прямыми анафемами экуменизму; прежде всего это сделала в 1983 году Русская Зарубежная Церковь, а потом это сделали и старостильные греческие Синоды. И вот уже после этих событий действительно стало можно сказать, что совершенно неизвинительно оставаться в экуменических сообществах. Хотя, конечно, лучше было от них отделиться еще в 20-30-х годах, как это сделали некоторые, но не все ревнители благочестия.

Поэтому не будем никого осуждать, не будем большими ригористами, чем сама Церковь, но в то же время будем стараться держаться Православия. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz