"Аще дух владеющего взыдет на тя, места своего не остави".
Слово в пятницу 3-й седмицы Великого поста,
после литургии Преждеосвященных Даров,
на память преподобных отцов, убиенных в обители Святого Саввы

19.03/1.04.2005

Почему Господь попускает убиение подвижников. Мы не должны оставлять свое место при наступлении трудностей и искушений.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня хотя и наступает суббота Великого поста, когда памяти святых, положенные на соответствующий день, не совершаются, а переносятся на другие дни, но если бы сегодня память святых совершалась, то праздновалась бы память преподобных отцов, убиенных в обители Святого Саввы. Это были монахи, которые в конце VIII века были убиты варварами, т.е. кочевыми арабскими племенами, промышлявшими в основном бандитизмом. Убиты они были в своей лавре в Палестине, с целью ограбления - вообще говоря, в этой лавре действительно можно было что-то награбить, - и так они все и оставались там лежать, пока не пришли другие монахи и не похоронили их, и после этого память этих преподобномучеников поминалась в Церкви, сначала в Палестине, а потом и во всем мире. И мы в нашем приходе особенно торжественно совершаем память других святых, которые погибли похожим образом, хотя и через 800 лет после этих, а именно мучеников Давидо-Гареджийских, которые сходным образом были умерщвлены прямо в пасхальную ночь в своем монастыре в Грузии, в которую в то время вторглись войска персидского шаха Аббаса.

И вот, мы видим на этих и на многих других сходных примерах, которые нам отчасти известны, что Церковь особенно прославляет тех, кто, можно сказать, погибал на своем посту, тех, кто претерпел в своей жизни разные превратности, в том числе при жизни в каком-то месте, где нет должной защиты от нападений. Во многих случаях, конечно, Господь избавлял от опасностей; если бы это было не так, то не было бы ни монашества, ни пустынножительства, ни отшельничества, а все монахи были бы очень быстро перебиты; но тем не менее, немало и таких случаев, когда Господь все же допускал, чтобы такие подвижники были убиты. И это все происходило вовсе не потому, что Господь хотел, чтобы монашество оскудело, или потому что монашеский образ жизни Ему не угоден и т. д. И мы не должны, глядя, что у нас что-то не получается, или что, например, кого-то из нас убили, считать исходя из этого, что дело, которым мы занимаемся, неправильное и Богу не угодно. Смотреть мы должны только исключительно по заповедям. Сначала мы должны смотреть, согласно ли это дело с заповедями Божиими, а по результатам этого дела мы тоже должны смотреть, не насколько дело получается или нет, а насколько оно согласно с заповедями Божиими. Потому что мы знаем, что все христианство в конце концов, как написано в Апокалипсисе, в мирском смысле "не получится". Поэтому удивляться нам тут особо нечему.

Но в то же время мы должны думать и о том, что, где бы мы ни жили, может быть, даже в самых безопасных условиях (хотя где такие условия в наше время?), то и тогда мы должны были бы смотреть, чтобы быть подражателями этих святых монахов. Потому что подражателями их мы можем быть всегда. Так как монашество есть нечто такое, чему христиане должны подражать независимо от того, какой образ жизни они ведут, то же самое есть и в этой монашеской жизни. А именно, мы тоже должны заниматься тем, к чему нас Господь приставил, чем мы занимаемся ради того, чтобы исполнять заповеди Божии, независимо от того, что нас ждет на этом пути. Мы не должны уходить при наступлении каких-то трудностей. Наоборот, известно, что всегда так бывает: как только мы где-то обоснуемся для того, чтобы делать что-то хорошее, так обязательно возникнет искушение - не такое, чтобы нам, например, отпасть от Церкви или совершить какой-то грубый и понятный нам, с нашей точки зрения, грех, а такое, чтобы нам просто уйти с этого места на другое под предлогом, может быть, того, что там более удобное для спасения место; а может быть, под предлогом того, что здесь слишком большие тяжести и скорби, а если мы переместимся в другое место, то там будет все то же самое, но в отношении того, что нас здесь особенно беспокоит, нам будет полегче. Но это, конечно, неправильно, и святые отцы многократно предостерегают в своих аскетических писаниях против того, чтобы так поступать, и часто цитируют одну фразу из Книги Екклесиаста: "Аще дух владеющего найдет на тя, места своего не остави".

То есть надо понимать, что какое-то количество искушений возникает на любом месте, если только мы живем на нем по воле Божией и делаем на нем что-то угодное Богу. Потому что первое, что делают враги нашего спасения для того, чтобы нас отвратить от спасительных наших дел, это они пытаются нас обмануть. Пытаются слегка запугать и слегка обмануть, так чтобы потом путь наш покривился уже даже не слегка. А именно, они пытаются нас не сразу ввергнуть в какие-то грубые грехи, потому что это мы понимаем и не захотим поддаваться сразу таким соблазнам, но просто они сначала пытаются нас отвратить от полезного, якобы ради чего-то более полезного, чтобы потом таким образом нас обмануть и отвлечь. Поэтому смущаться не надо. Наоборот, надо знать, что если мы где-то обосновались и занялись чем-то полезным, то обязательно придут какие-то скорби или помыслы, побуждающие нас это место покинуть. Если таких скорбей и помыслов нет, то как раз тогда и надо беспокоиться, потому что это означает, что мы чего-то в своей жизни не замечаем, что мы живем как-то неправильно и чего-то не поняли. А если они есть, то это совершенно нормально, из этого ничего особо хорошего не следует, но не следует и абсолютно ничего плохого, и мы просто должны продолжать гнуть свою линию и делать свое. И тогда постепенно мы будем замечать, что если мы не поддались этим искушениям, то они проходят. Правда, вместо них придут другие искушения и т. д. Но вот в этом и состоит наша христианская жизнь.

И потому если мы будем пребывать в постоянстве, то тогда, хотя нам никто и не гарантирует сохранность нашего земного жития, и, вообще говоря, нам даже гарантировано противоположное, потому что все мы прекрасно знаем, что каждый из нас умрет, - но зато если мы не покинем того места, где что-то творим по воле Божией, то тогда мы можем надеяться на то, что после смерти получим Царствие Небесное. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz