24.03/6.04.2005
Знаменательное совпадение праздников. Богослужебный устав Благовещения учит нас, как мы должны праздновать по-христиански, а не по-мирски, - т.е. в молитве. Как правильно смиряться, видя свои грехи? Как получать в праздники меньше вреда для души?
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем преполовение Святой Четыредесятницы, и так получается в этом году,
что с этим праздником совпал праздник Благовещения. Конечно, праздник Благовещения
радостный всегда, в какой бы день он ни выпал; может быть, наименее радостным
он бывает тогда, когда совпадает с Пасхой, как это было несколько лет назад,
потому что песнопений этого праздника тогда совсем почти не слышно за пасхальными;
но в любой другой день эти песнопения звучат, и на Страстной седмице, и на Светлой,
и в дни Великого поста, и всегда этот праздник радостный, а особенно сегодня,
когда получается как раз преполовение поста. И мы читали в прошедшее воскресенье,
в связи с совершавшимся тогда праздником Креста, что специально в этом месте
Великого поста положено поклонение Святому Кресту, чтобы мы, как утрудившиеся
в пути путники, могли бы отдохнуть под сенью этого древа, которым является Крест.
Но в этом году у нас добавился к этому еще и праздник Благовещения. И конечно,
надо стараться праздновать.
Но вот, праздник
Благовещения совершенно ясно показывает нам, просто самим своим уставом, чем
православное празднование отличается от языческого. Потому что, на первый взгляд,
можно сказать, что это праздник, что это радость, что это ослабление поста,
причем очень сильное, потому что в праздник Благовещения разрешается вкушение
рыбы, не говоря уже о вине и елее, а все это обычно не разрешается в Великий
пост; но в то же время мы видим, что богослужение сегодня во многом было все
равно постным, земных поклонов было мало, но они все-таки были, и постный строй
богослужения в этот праздник слишком сильно не нарушается. Более того, если
бы мы служили по-настоящему и по уставу, мы бы видели, что сама праздничная
литургия Благовещения - не та, которую мы совершили сейчас, а та, которая будет
завтра, - она бы совершалась вечером, после того как мы целый день провели бы
в посте и молитве. Но вот с мирскими понятиями о празднике это совершенно несовместимо:
как это можно праздновать, целый день ничего не ев? И это настолько несовместимо
с мирским пониманием празднования, что я не знаю, есть ли сейчас такие приходы,
которые не настолько мирские, чтобы там исполнялось это требование устава. И
хотя мне кажется, что надо было бы его исполнять, но я вот тоже, как настоятель,
не решаюсь на это, потому что это слишком тяжело, потому что не настолько наш
приход является отрешенным от стихий века сего. Хотя, конечно, это жаль. Но
признав этот факт, надо с ним смиряться.
Что значит
смиряться, когда ты видишь собственные грехи? Это не значит, что надо говорить:
вот, я такой теперь и буду, потому что не могу исправиться. А надо сделать вывод,
что сейчас я исполнить это не могу, но когда-нибудь все-таки постараюсь исправиться.
То есть, если человек решит, что вот прямо сейчас сможет легко избавиться от
какого-нибудь греха, то это бывают иногда слова гордости, и человек за это наказывается
тем, что у него ничего не получается. Но тем не менее, свои грехи надо видеть
и ждать удобного случая, чтобы от них избавиться, точнее говоря, не только ждать,
но и готовиться к наступлению такого времени, потому что если его просто ждать,
то удобный случай не придет никогда. И вот, в этом отношении я надеюсь, что,
может быть, будет у нас когда-нибудь такое время, когда можно будет служить
на праздник Благовещения главную литургию вечером, или, по крайней мере, одну
послужить для немощных утром, а другую все-таки вечером. Но пока это остается
желаемым, а не действительным.
Но как бы
то ни было, будем праздновать завтрашний праздник, а на его примере будем учиться
праздновать все другие христианские праздники по-христиански. То есть, прежде
всего, любой праздник это молитва. Праздник это ослабление поста, это уменьшение
количества земных поклонов или вообще их отмена; но что никогда не отменяется
в христианские праздники, так это молитва. И если мы начинаем вести праздные
разговоры, собираться за праздничным столом, чтобы обсуждать какие-то совершенно
неполезные темы, да еще, не дай Бог, и пьянствовать, то тогда, конечно, лучше
нам, если мы не умеем праздновать по-христиански, не праздновать вообще никак,
а например, поработать в праздник - все меньше искушений.
И вот, надо
каждый раз думать: как я могу провести праздник, если не с большей пользой,
то хотя бы с меньшим вредом для своей души? Потому что когда мы начинаем рассуждать
о большей пользе, то видим, что очень много пользы вокруг, и у нас глаза разбегаются,
а когда мы за ней побежим, то оказывается почему-то, что по усам текло, а в
рот попало, но не полезное. Может быть, поэтому надо смотреть с другой стороны:
как получить меньше вреда? А меньше вреда бывает, если в праздники хорошо поработать.
Например, завтра придти на литургию утром, причаститься, а потом со спокойной
совестью целый день работать. Очень хорошо! А вечером еще можно и рыбы поесть,
а может быть, и собраться за праздничным столом, при условии соблюдения некоторых
всем известных, но плохо соблюдаемых правил.
И вот, если
мы будем совершать такие весьма небольшие подвиги, то просто за одно постоянство
в них мы все-таки будем иметь некоторую надежду на Царствие Небесное. Аминь.