Почему у христиан и у иудеев не один и тот же Бог,
и о неправде антисемитизма.
Слово после литургии Преждеосвященных Даров,
на память мученицы Матроны Солунской

26.03/8.04.2005

Много мучеников христианских пострадало от иудеев. Почему не может быть религиозного сближения христиан и иудеев. Иудеи распяли нашего Бога. Почему антисемитизм несовместим с христианством. Кто является "чадами Авраама"? О правильном отношении к иноверцам.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память святой мученицы Матроны Солунской, которая пострадала в IV веке за то, что не приняла иудаизм. Пострадала она от руки иудейки. Среди христиан есть довольно заметное число, может быть, не очень большое, но заметное, мучеников, которые в разные времена и в разных местах пострадали от того, что были замучены иудеями. И еще больше таких мучеников, которые были замучены какими-нибудь язычниками, например, римлянами во время гонений или зороастрийцами-огнепоклонниками в Иране или в Палестине во время иранской оккупации, но это происходило по навету иудеев. Особенно большое избиение христиан по наветам иудеев было в 614 году в Иерусалиме. Поэтому нередко вспоминается, что нет никакого общения у христиан с иудеями.

Несмотря на то, что христианская и иудейская религия являются близко родственными, используют во многом одни и те же книги, тем не менее, с точки зрения христианства иудаизм является, можно сказать, самой первой ересью. Потому что именно в одном только вопросе разошлось христианство с иудаизмом - признавать ли Христа Тем самым Мессией, о котором говорят Закон и пророки. О том, что Закон и пророки говорят о Мессии, спора ведь не было, а спор был лишь о том, признавать ли Христа. И вот, те, кто Его не признал, соответственно, и оказались первичными еретиками, как потом все иудеи.

Конечно, сейчас можно услышать безумные глаголы об отношении христиан и иудеев и с одной, и с другой стороны.

С одной стороны, бывают люди либеральные, которые указывают на то, что иудеи - хорошие люди, даже не только евреи по национальности, но и иудеи по вере, и религия их похожа на христианскую, она такая культурная, и поэтому нам уже сейчас нужно искать диалога с иудаизмом. И действительно, на Западе сейчас часто происходит (и в России тоже есть такие тенденции), что люди стремятся делать вид, что нет большого различия между двумя религиями, между православием и иудаизмом. Конечно, эти люди глубоко заблуждаются, а точнее говоря, они этим показывают свое вольное или, может быть, невольное безбожие. Потому что одним и очень ясным примером можно показать, что ничего общего между этими религиями нет, кроме общего в культуре. В вере, в религиозном содержании ничего общего нет, потому что иудеи это те, которые распяли нашего Бога. Как же у нас может быть вера в одного и того же Бога, если нашего Бога иудеи распяли? И те люди, которые не замечают этого противоречия, обычно либо прямо, как протестанты, либо косвенно признают, что Христос на самом деле какой-то человек, а не Бог, а Бога распять нельзя, и поэтому Бога иудеи не распинали. Но мы каждый раз поем за литургией гимн "Единородный Сыне и Слове Божий", где говорится: "Распныйся же, Христе Боже", - то есть мы прямо говорим, что Бог распялся. Не обязательно это понимать в еретическом монофизитском смысле; это можно и должно понимать в смысле православном. А вот сказать, что Тот, Кто был распят, вообще не был Богом, - это, конечно, ересь. И только такие еретики могут сказать, что у нас с иудеями одна религия, потому что они Бога не распинали. Это одна крайность, которой мы, конечно, должны избегать.

Но есть и другая крайность, когда люди совершенно неправильно понимают ответственность иудеев за распятие нашего Бога. Действительно, те, кто кричал: "Распни Его!" - говорили: "Кровь Его на нас и на чадах наших". Но кто чьими детьми является? Об этом опять надо смотреть в Евангелии, а не решать по-своему. Потому что в духе современного национализма или других его видов, существовавших в прежние века, многие путают и переносят на людей, связанных по крови с евреями или полностью принадлежащих к этому народу, то, что относится исключительно к религии иудаизма. И отсюда возникает так называемый антисемитизм, который так же несовместим с христианством, как и объединение христианской религии с иудейской. Потому что кто является чьими детьми, об этом, повторю, сказано в Евангелии, и Господь обличал тех иудеев, которые думали спастись потому, что они были чадами Авраама. Что Он говорил? - Что Бог "может из камней сих создать чад Аврааму", а эти иудеи - "чада отца своего диавола". И конечно, те иудеи, на которых действительно пала кровь Христова, это никак не чада Авраама, а чада отца своего диавола. А те, которые являются чадами Авраама, являются ими независимо от того, принадлежат ли они к Израилю по плоти или не принадлежат, восходят ли по плоти к Аврааму или не восходят, - сейчас это перестало быть сколько-нибудь важным, потому что все они являются чадами Авраама в том и только в том случае, если они являются членами Тела Христова, если они родились во Христе.

Поэтому не надо думать, что евреи являются народом, который мы должны почитать как народ богоизбранный и идущий от Авраама. Потому что народом богоизбранным и народом, идущим от Авраама, являются не евреи, а только христиане. Но также не надо думать, что христиане могут различаться между собой в лучшую или худшую сторону в зависимости от того, из какого народа они происходят, являются они евреями или не являются, являются ли они русскими (как например, некоторые считают, что это очень важно) или не являются. Все люди одинаковы, и если они стали христианами, то они являются именно чадами Авраама. И поэтому даже если они по плоти являются прямыми потомками тех, кто кричал: "Кровь Его на нас и на чадах наших", - они все равно не являются их детьми, а являются детьми только Авраама. А те люди, как сами являлись детьми "отца своего диавола", так и сейчас те, кто отвергают христианство, тоже являются в конечном счете "чадами диавола" - и это, конечно, относится и к тем людям, которые не принимают православие потому, что не хотят, и еще больше к тем, кто вроде бы становится членом истинной Церкви и вроде бы по внешности православен, но по внутренней своей жизни живет совершенно иначе.

Поэтому не будем увлекаться ни либерализмом, ни всяким экстремизмом и антисемитизмом. Потому что как глупо говорить, что в христианстве может иметь догматическое (а не культурное) значение та или иная народность, так же глупо и говорить, что между христианством и другими религиями, пусть и самыми близко родственными, нет существенной разницы. Разница есть, и она огромна, вплоть до того, что эти религии направлены в противоположную сторону. Потому что те, кто распяли нашего Бога - а это, повторю, ни в коем случае не евреи по плоти, а те, кто исповедует иудейскую религию иудаизм, даже если они по плоти из другого народа (такие иудеи по вере тоже есть), - все эти люди распяли нашего Бога и убили мучеников, которые шли вслед за Ним и так или иначе, прямо (как например, святая Матрона Солунская) или косвенно пострадали от иудеев. Поэтому будем держаться того пути, которого святые отцы Церкви держались во все времена. Ко всем людям, из какого бы народа они ни происходили, у нас должно быть ровное, хорошее, дружелюбное и благожелательное отношение. Даже если они не принадлежат к Церкви, надо к ним относиться благожелательно, чтобы они когда-нибудь могли туда придти; но даже если они туда никогда не придут, к ним нужно относиться благожелательно хотя бы просто потому, что это заповедь Божия - так относиться к людям, и это нужно нам самим, даже если другим людям никакой пользы от этого не будет. Но в то же время мы не должны допускать, чтобы наша религия смешивалась с какой бы то ни было другой, и особенно с иудаизмом, в котором лежат корни всех ересей, не исключая и нынешнюю ересь экуменизма. Аминь.

Проповеди за 2005 год
Остальные проповеди
На главную страницу

Hosted by uCoz