31.03/13.04.2005
Служба, непонятная современным людям, - с большим количеством земных поклонов. Почему земные поклоны в последние века исчезли из обиходного богослужения? Отступление от строгости во внешнем ведет к отступлениям во внутренней жизни. Чтобы придти к большим душевным добродетелям, нужно начать с малого - с соблюдения постов, с богослужений по уставу и т. п.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня, в
день, который в народе называется "Стоянием Марии Египетской", совершается
такая служба, которая многим современным людям непонятна. Причем не только она
непонятна таким современным людям, которым она и не должна быть понятна, которые
далеки от Церкви и никак с ней не соприкасаются, но она непонятна в большинстве
случаев, к сожалению, и людям, которые более или менее основательно могут быть
названы церковными. Это служба утрени, на которой совершается большое количество
земных поклонов. Если по уставу, то на каждом из более чем двухсот тропарей
Великого канона положено совершать по три земных поклона, не говоря уж о том,
что земные поклоны совершаются еще и в другие моменты службы. Но для совершения
такого большого количества поклонов требуется или очень много времени, или,
как это сохранилось у старообрядцев, очень большая ловкость и несколько поколений
соответствующего воспитания; и поэтому, конечно, дай Бог сделать и один поклон
на каждый тропарь канона. Но мы можем еще заметить, что если мы начинаем совершать
во время великопостного или вообще постного богослужения те поклоны, которые
записаны в типиконе, то их получается очень много в сравнении с тем, что мы
видим в большинстве наших храмов. И конечно, эта традиция пропускать земные
поклоны возникла не в ХХ веке, а была уже и в XIX, и в XVIII, и в общем-то,
она пошла в ход с XVII века, после Никоновских реформ, хотя реформы сами по
себе и не предписывали отмены этих поклонов, но одно за другое зацепилось.
Почему так
получилось? Почему современные люди настолько не понимают значение земных поклонов,
которые специально устанавливались, чтобы как можно больше земных поклонов совершать
в пост? Почему они теперь совершаются лишь слегка - несколько символических
поклонов на молитве святого Ефрема Сирина, и это все, не говоря уж о том, чтобы
совершать поклоны на каноне святого Андрея Критского? Да еще появились всякие
обычаи, в основном народные, а иногда они вносятся под западным влиянием и в
богослужебные книги, - не делать земных поклонов, а просто стоять на коленях,
что, вообще говоря, совершенно не свойственно православному богослужению, зато
очень свойственно богослужению католическому, где это поза связана с определенного
рода экзальтацией, и такая религиозная экзальтация, бывает, проявляется у наших
прихожан и особенно прихожанок, которые любят стоять во время службы на коленях,
- и все это, конечно, не является чем-то хорошим и уставным, а является, скорее,
прямо сказать, бесчинием. А вот почему же благочиния, то есть земных поклонов,
нет как нет в наших храмах? Потому что люди не понимают, зачем это надо.
Как вот у
нас обычно нет на приходах строгих постов, потому что люди обычно даже и не
знают, как надо поститься строго, без елея и т. д., так нет и земных поклонов.
Потому что все хочется как-то усреднить, чтобы и посты были постными, но не
очень, и поклоны были поклонами, но не очень. И конечно, оборотная сторона этого
дела та, что и праздники бывают праздничными, но не очень, потому что большого
контраста не бывает, а все несколько усредняется до какого-то общего уровня.
Но какой же
в этом смысл? Казалось бы, хорошо праздновать празднично; почему же люди готовы
жертвовать собственным удовольствием праздника? А потому, что главное преимущество,
которое достигается упразднением поклонов, строгих постов и вообще чего-то яркого
и уклоняющегося от среднего уровня нашей жизни, - это некоторый внутренний душевный
покой. Потому что тем самым мы отодвигаем от нашей жизни вообще все православие.
С одной стороны, мы считаем себя православными, а с другой стороны, каких-то
очень резких и психологически слишком значимых отклонений от нашей обычной жизни
православие как будто не требует. На самом деле, оно, конечно, требует, но при
таком усредненном уставе мы можем делать вид, что не требует.
И тогда уже,
конечно, получается, что и в других вопросах, может быть, гораздо более важных,
начинается то же самое. Потому что, например, у нас уже не будет считаться поводом
для работы над собой и серьезным грехом какое-то наше неравномерное отношение
к ближним, когда мы к кому-то слишком сильно привязаны, а кто-то нас слишком
сильно отталкивает. Конечно, мы, может быть, и не забываем те православные книжки,
которые мы читали, о том, что это все не по-христиански; но мы склонны с этим
смириться и считать, что да, мы вот так слабы и далеки от жизни святых отцов,
которые могли жить иначе. А то, что святые отцы могли жить иначе, вообще говоря,
потому что они исполняли те христианские заповеди, которые даны в Евангелии
нам всем - именно в Евангелии, а не где-то еще, - и то, что святые отцы не были
устроены как-то иначе, потому что они были такие же люди, как мы, и у всех нас
природа одинаковая, - об этом мы почему-то не вспоминаем.
Конечно, любить
ближнего гораздо труднее, чем делать много земных поклонов. Но начинать надо
с чего-то малого. И не мы сами должны выдумывать, с чего именно. Церковь нас
учит этому - и устами святых отцов, которые формулируют аскетическое учение,
и еще более непосредственно (потому что не все и не сразу начинают много читать
святых отцов) в богослужении. Когда богослужение совершается по уставу, оно
по временам оказывается очень радостным, и тогда надо вслушиваться в слова и
понимать, о чем радость; по временам оно бывает физически утомительным, прежде
всего из-за своей длительности (а это уже разбивает нашу обычную жизнь, когда
мы начинаем тратить какую-то значительную часть времени на богослужение), а
также из-за физически напрягающих нас моментов, вроде земных поклонов и более
или менее строгих постов. И все это - нужно. Мы должны прежде всего перестать
ощущать свою бытовую жизнь, которая далека от христианства, как нечто незыблемое,
как нечто такое, на что наше христианство должно оказывать минимально возмущающий
эффект, чтобы мы как можно более плавно продолжали жить своим чередом, в кругу
своих бытовых, семейных и рабочих забот, так и не выходя к заботам, связанным
собственно с христианством.
Конечно, мы
должны слушаться не своих житейских привычек, а учения Церкви. А прежде всего
мы должны слушаться того учения, которым уже само по себе является православное
богослужение, т.е. стараться, насколько это для нас возможно, следовать уставам.
Но конечно, этим ограничиваться нельзя, а нужно слушать дальше учение Церкви,
объясняющее нам, для чего использовать и в какие другие навыки развивать те
первичные навыки, которые мы получаем при соблюдении элементарной дисциплины,
вроде поста, поклонов, длительного богослужения и т. д. И тогда все-таки для
нас первичной будет становиться вся атмосфера Церкви, в которой и должно усваиваться
нами ее учение. Аминь.