1/14.04.2005
Для чего нужно причащаться за литургией Преждеосвященных Даров? - Пост и подготовка к причастию располагает к научению постоянной памяти Божией.
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
В течение
Великого поста Церковь нам предлагает такие дни, о которых не все православные
христиане даже и знают, а те мало-мальски сознательные христиане, которые о
них знают, обычно ими не пользуются. Это дни, когда совершается литургия Преждеосвященных
Даров. И по уставу она должна всегда совершаться только вечером, для того чтобы
в течение целого дня люди постились именно в основном смысле этого слова, т.е.
вообще ничего не ели, и чтобы сам пост приготовлял нас к встрече с Богом, которая
должна произойти вечером. И для чего же это полезно? Это полезно для того, чтобы
мы учились сосредотачивать свое внимание, чтобы мы учились, занимаясь теми делами,
которые все мы в будние дни должны совершать по работе - а такие вечерние богослужения
совершаются только в будние дни, и во все будние дни мы обычно не освобождены
от своих каких-то трудов, которые должны нести по работе, и от всяких мирских
в том или ином смысле (даже и у монахов в монастыре) дел, - чтобы среди всех
этих дел мы учились иметь память Божию.
И вот, такие
дни, как сегодня, особенно к этому располагают. И одним из таких средств расположения
нас к памяти Божией является пост. Потому что если мы постимся, если мы помним,
что нам ничего есть нельзя (а в наши привычки обычно входит что-то есть в течение
дня), то тогда уже одно это нам напоминает о причине того, почему нам сегодня
есть нельзя, - о встрече с Богом. Ну, может быть, еще больше, хочется надеяться,
нас к этому сосредоточению в течение дня подвигает та мысль, что вечером мы
должны придти в церковь и причаститься за литургией. Уже это само по себе очень
хорошо.
Но как бы
то ни было, что бы там у нас ни происходило, из-за того что мы так вот научаемся
помнить о Боге в течение дня, готовиться к причастию именно не сидя дома и не
в процессе здорового сна, который у нас бывает ночью перед утренним причастием,
а именно среди всяких наших житейских забот, мы постепенно должны научаться
держать память Божию и тогда, когда мы вечером причащаться не будем, во все
прочие дни нашей жизни. И вот такого рода упражнения и навыки, которые приобретаются
через них, - это один из самых главных уроков всего Великого поста. Поэтому
надо, конечно, стараться, когда мы только можем, использовать такие дни, стараться
причащаться вечером всегда, когда совершается такая служба. А совершается она
далеко не каждый день, как мы помним; а из тех дней, когда она совершается,
мы далеко не всегда физически можем придти и причаститься. И поэтому те случаи,
когда мы можем это сделать, мы должны использовать, должны стараться, и тогда,
Бог даст, мы и Пасху будем внимательнее и более празднично совершать; и пятьдесят
дней празднования Пасхи, которые наступят, тоже будем совершать со вниманием
и с памятью Божией, что это именно праздник, праздник духовный; и в течение
всего года нам будет легче держать память Божию, и мы не будем упускать память
Божию из своего внутреннего внимания. Аминь.