2418 91012933
(6/19.12.2002)
Во имя Отца
и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы
совершаем память святителя Николая, который долгое время на Руси был самым почитаемым
святым, настолько почитаемым, что это почитание приводило к теперь уже хорошо
известным крайностям — когда простые люди, если их спрашивали, что такое Святая
Троица, отвечали, что это Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица и святитель
Николай. Теперь, можно сказать — к счастью, время таких крайностей прошло, но
зато, можно сказать — к несчастью, наступило время других крайностей. Потому
что сейчас в Церковь приходят люди образованные, и они не понимают, почему это
в народе широко известен святой Николай, который не написал ни одного богословского
сочинения, а совершенно неизвестен, например, такой святой, как Афанасий Александрийский,
который участвовал в I Вселенском Соборе и сделал, может быть, самый большой
вклад в борьбу с арианской ересью. И вообще, образованные люди говорят, что
непонятно, кто такой св. Николай, потому что в его житии говорится, что он участвовал
в I Вселенском Соборе, но до нас дошли списки всех епископов, которые участвовали
в этом Соборе, подписи этих епископов стоят под его решениями — и нет среди
них подписи святителя Николая. Наконец, некоторые знают, что житие его составлено
довольно поздно, в конце XI столетия, оно менялось на глазах, там появлялись
разные эпизоды, — и такие люди приходят к выводу, что может быть, никакого святителя
Николая не было вообще, а если даже он был, то это какая-то такая фигура вроде
Деда Мороза. И действительно, на Западе святитель Николай и является Дедом Морозом,
который там называется Санта-Клаус. И тогда получается, что это одно сплошное
суеверие, и верить тут совершенно не в кого. Но это тоже крайность.
Действительно,
житие святителя Николая позднее; действительно, там содержится много всяких
невозможных фактов; но нам известны — и они сохранились в нескольких византийских
рукописях — и те более ранние жития, из которых получилось это позднее, сложившееся
у нас на глазах. И оказывается, что святитель Николай — это, так же, как и св.
Дионисий Ареопагит, образ собирательный. Как под именем Дионисия Ареопагита
мы почитаем, прежде всего, автора сочинений, надписанных его именем, однако,
созданных в V веке человеком, имени которого мы не знаем, но в то же время почитаем
и действительно носившего это имя ученика Апостола Павла, а также, может быть,
и св. Дионисия Парижского (историческое лицо, первого епископа Парижа, который
не был учеником апостола Павла), — так и в святителе Николае мы почитаем под
одним именем нескольких святых. И самые главные — это были два святителя Николая
(их действительно звали Николаями), которые были епископами в городе Миры Ликийские;
но один из них жил в VI веке (и в основном именно его житие, которое с течением
времени перестали переписывать, но которое до нас дошло в нескольких рукописях,
легло в основу известного всем жития святителя Николая), а второй жил еще позже.
Кроме того, может быть, в этом же святом мы почитаем и несколько других лиц.
Это действительно были святые епископы, которые прославились всем тем, чем обычно
прославляются святые епископы провинциальных городов, — т.е. они именно пасли
вверенное им стадо, и, кроме того, они, подобно нашему святому Иоанну Кронштадтскому
(который не был епископом, но в других исторических обстоятельствах вполне мог
бы им оказаться), действительно молились о всяких нуждах народа, получали исполнение
своих молитвенных прошений, и нередко эти прошения исполнялись так, что происходили
какие-то чудеса. И именно поэтому народ их так особенно почитал.
Да, будет
правильно сказать, что народ их почитал потому, что получал удовлетворение каких-то
своих грубых телесных нужд, вроде исцеления от болезней или избавления от разных
стеснительных обстоятельств; действительно, это все очень грубо и очень далеко
от желания спасти душу. Но как бывает в таких случаях, если не многие, то по
крайней мере, некоторые из людей, получивших таким образом помощь от Господа
в телесных нуждах, научались потом настоящей вере в Бога и научались просить
от Бога чего-то более ценного, чего, в сущности, и надо от Него просить, а вовсе
не избавления от каких-то житейских напастей. И потому дело таких святых, которые
просто помогали обычным людям в их нуждах, как тот же наш св. Иоанн Кронштадтский
и как вот эти святители Николаи, оно, безусловно, нужное и необходимое; и поэтому
не только такие святые, безусловно, достойны нашего почитания, но и мы нуждаемся
в том, чтобы их почитать. Даже если мы знаем и почитаем святых, которые писали
духовные книги и богословские трактаты, и которые на самом деле боролись с ересями.
И то хорошо, и это хорошо; и то необходимо, и это необходимо; и если мы почитаем
святых одного рода, то это хорошо, но это не должно идти в ущерб почитанию других
святых, которые жили по-другому, но которые принесли Церкви никак не меньше
пользы, чем первые.
Молитвами
святителя Николая, а точнее, тех реальных святых, которые почитаются под этим
именем, да подаст нам Господь и те блага, которые подавались их пастве, и самое
главное — подражать их вере и их жизненному пути, который ведет в Царствие Небесное.
Аминь.
Обсудить
можно
|